Недавние прогнозы относительно роста экономик четырех стран БРИК - Бразилии, России, Индии и Китая - на будущий год демонстрируют обнадеживающий, но и вызывающий удивление оптимизм. Так, Азиатский банк развития (ADB) незначительно скорректировал свой прогноз относительно роста экономики Китая на 2009 год с 9,8% до 9,5%. Рост бразильской экономики, по данным Latin America EconoMonitor, снизится менее чем на полпроцентных пункта в будущем году, то есть до 4%.
То же самое касается и России (7%). И только для Индии ADB значительно скорректировал свой прогноз на 2009 год с 8,5% до 7%, поскольку ADB считает слишком серьезной комбинацию из энергетической зависимости, экономического спада, фискальных проблем и недостатков местной инфраструктуры.
Этот оптимизм выглядит очень смелым, поскольку существуют другие, более мрачные прогнозы. Последние прогнозы на текущий и будущий год исходят из нулевого роста американского импорта - после в среднем шестипроцентного роста в 2005 и 2006 годах. С учетом доли американского импорта в мировой торговле, это будет означать для остального мира снижение экспорта в среднем на 1,5%.
Прямое негативное влияние будет выше в тех странах, экспорт которых сильно ориентирован на американский рынок, особенно это касается Канады и Мексики, а также Китая, пятая часть экспорта которого приходится на долю американского рынка; при этом особенно затронута сейчас после ипотечного и банковского кризиса отрасль готовой продукции. От снижения темпов роста китайского экспорта пострадают и южноазиатские страны АСЕАН. Они поставляют в первую очередь промежуточную продукцию для экспортной промышленности Китая и только во вторую очередь продукцию для внутреннего китайского потребления.
Это может означать, что негативный эффект ослабления американского спроса не может быть полностью компенсирован за счет оживления спроса внутри Китая. Он не может быть сбалансирован и за счет более стабильного по сравнению с США спроса в странах Европы. Его сегодня сложно назвать очень стабильным. В результате возможной стагнации в еврозоне в 2009 году, скорее всего, будет наблюдаться ослабление спроса на импорт, в некоторых странах он даже пойдет на спад.
Возможности выровнять падение спроса на экспорт при помощи быстрых и эффективных мер внутри местных экономик во всех странах БРИК ограничены. Так, в Китае бытует небеспочвенное предположение, что на фоне наблюдаемой с конца 1990-х годов квоты на инвестирование, составляющей свыше 40% от ВВП, дополнительные инвестиции в инфраструктуру окажут меньшее влияние на продуктивность, чем уже существующие инвестиции - за исключением тех, которые требуются на восстановление разрушенной землетрясением инфраструктуры в провинции Сычуань.
Для китайского правительства в настоящее время борьба с ожидаемым уровнем инфляции посредством ограничительной кредитной политики и мероприятий по перераспределению в пользу менее обеспеченных слоев населения, особенно затронутых инфляцией и другими факторами, важнее других крупных инвестиционных программ. Кроме того, развивающиеся страны не должны ставить на кон недавние успехи, связанные с подавление роста государственного долга, а также вынуждены опасаться того, что высокие цены на энергоносители при продолжающихся субвенциях в области энергопотребления в их странах ограничат возможности для расходных операций.
Помимо негативных последствий более тесного конъюнктурного союза между США и ЕС для отдельных стран существуют еще и особые негативные факторы. Бразилия, экспортная структура которой в последние годы имеет все больше признаков сырьевой, в меньшей степени подвержена непосредственной угрозе, которая наступит после бума цен на сырье. Возвращение к "нормальным" ценовым изменениям было предсказуемо. В большей степени она подвержена угрозе, которая возникнет в результате увеличившейся на непродолжительное время ценовой изменчивости и связанной с этим неуверенности на местных биржах, зависимости государственного бюджета от дохода от экспорта сырья и тесных связей с США в сфере торговли и капитала. Не похоже, чтобы Бразилия впервые продемонстрировала иммунитет перед американским кризисом.
В России будут ощутимы последствия слабости стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и кризис финансовых рынков, потому что политическая напряженность по соседству, большие иностранные обязательства местных компаний и банков по финансированию, как ожидалось, весьма рентабельных, а теперь требующих новой оценки вложений в собственной стране и возможное завершение нефтегазового бума пугают инвесторов и могут завести многие иностранные инвестиции в убыточную сферу.
Экономике Индии придется справляться с сокращением числа международных финансовых сделок. Львиная доля экспортируемых Индией через интернет современных услуг для компаний обязана своим существованием экспансии финансовых рынков. Создается такое впечатление, что иллюзии об отделении развивающихся стран от стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, на сегодняшний момент рассеялись.
Рольф Дж. Лангхаммер - вице-президент Института мировой экономики в Киле