30 сентября 2010 г.

Марк Кауфмен | The Washington Post

За пределами Солнечной системы обнаружена первая планета, пригодная для жизни

Астрономы впервые обнаружили в другой звездной системе каменную планету, на которой имеются основные условия существования внеземной жизни, сообщает The Washington Post. "Наличие подобных Земле экзопланет в так называемой пригодной для жизни зоне предсказывалось уже некоторое время", - поясняет корреспондент Марк Кауфмен. Но выявление конкретной планеты такого типа - фактически начало новой эры, рассудили ученые.

Речь идет о планете под названием "Глизе 581G", расположенной в 20 световых годах от Солнечной системы - по космическим меркам, неподалеку. Судя по величине планеты и ее расстоянию от звезды, вода на ней находится в жидком состоянии, а гравитация достаточно сильна, чтобы атмосфера не развеивалась в космосе.

Астроном Пол Батлер из Carnegie Institution (Вашингтон) и его коллега Стивен Вогт из Калифорнийского университета в Санта-Крус подчеркивают: из их открытия необязательно следует, что на данной планете действительно есть жизнь. Просто там имеются основные условия для ее возникновения и существования, поясняют они. Батлер и Вогт уверены, что сходные условия есть и во многих других солнечных системах.

По новейшим данным, вокруг звезды Глизе 581 обращаются шесть или семь планет, причем ближние - каменные, земного типа. Правда, сама звезда относится к категории красных карликов и излучает в 100 раз меньше энергии, чем наше Солнце. Батлер и Вогт проводили косвенные замеры так называемого "дрожания" звезды, вызываемого гравитацией планет на ее орбите. На новооткрытой планете нет смены дня и ночи, но ученые надеются, что на границе света и тени существуют перспективные экологические ниши. Вдобавок красные карлики типа Глизе 581 считаются величайшими долгожителями среди звезд, что также способствует существованию жизни. Как ожидается, наше Солнце остынет задолго до Глизе 581.

Источник: The Washington Post