"Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, выросший в Нью-Джерси, говорит без обиняков, когда речь заходит о ситуации на Украине и угрозе, которую Россия несет его стране и всему региону", - пишет старший ответственный редактор The Washington Post Лэлли Уэймут, предваряя выдержки из своей беседы с Ильвесом на прошлой неделе.
"Проблема не только в Украине: под вопросом оказался весь порядок, который установился после Второй мировой войны. Хельсинкский заключительный акт запретил изменения границ путем агрессии и недвусмысленно гласит, что ни одно подобное изменение границ не будет признано", - сказал президент Эстонии.
Он добавил: "[Это] уже было аннулировано [российской] атакой на Грузию в 2008 году. Премьер-министр Путин и премьер-министр Медведев сказали, что сделали это, потому что Грузия хотела вступить в НАТО".
"Теперь это Украина, где - нечто еще более вопиющее - казус белли в том, что Украина хотела заключить Соглашение об ассоциации с ЕС. [Подобное соглашение] в реальности дает вам не очень много", - заметил президент.
По мнению Ильвеса, США встревожены, так как налицо "хаос".
"Как вы думаете, реакция США была достаточно сильной?" - спросила журналистка.
"Я бы сказал, что Запад находится в состоянии шока", - сказал Ильвес. Он провел аналогию с 1945 или 1946 годом: "США и Европа начали замечать, что их бывший союзник по борьбе с нацистами начал поступать странно, свергать правительства и затевать гражданскую войну в Греции". Вначале Запад не знал, что делать, но в итоге "ответом стали НАТО и "план Маршалла".
Что сделает Путин дальше? Ильвес считает: "сухопутный мост до Крыма - далеко не невероятный прогноз. Похоже, их цель на Восточной Украине - создать еще один "замороженный конфликт".
"Я все время читаю, что следующая на очереди - Нарва. Но это глупость. В Донецке среднестатистический русский шахтер получает [эквивалент] 200 евро в месяц. В Эстонии среднестатистический русский шахтер получает 2 тыс. евро в месяц. Все жители Эстонии - члены [так в оригинале. - Прим. ред.] ЕС и пользуются свободой передвижения рабочей силы по Европе. Соцопросы показывают, что люди одобряют российскую аннексию Крыма. Но если вы их спросите, хотят ли они присоединиться к России, они отвечают отрицательно", - заявил Ильвес.
"Как вы думаете, у Путина хватит ума опробовать стратегию апелляции к русскоговорящим эстонцам [так в оригинале. - Прим. ред.], чтобы не приходилось вторгаться в Эстонию, вводя войска? Или, по-вашему, он может попытаться по-настоящему вторгнуться в страны Балтии?" - спросила журналистка.
"Это все очень ново, так что сказать трудно", - ответил Ильвес. "Есть большая разница: Украина не состоит в НАТО, а мы состоим", - добавил он.
"Вы говорили об Основополагающем акте НАТО-Россия и о том, как его следует изменить в новой обстановке в плане безопасности", - напомнила журналистка.
Ильвес пояснил, что акт был подписан в 1997 году, а с тех пор обстановка значительно изменилась. "Думаю, мы должны пересмотреть иллюзорное партнерство, существующее между НАТО и Россией", - добавил он.