У Чечни новый президент. Алу Алханов, 47 лет, генерал милиции и бывший министр внутренних дел кавказской республики. Еще четыре месяца назад не представляя из себя ничего с политической точки зрения, а в это воскресенье был избран с рекордным результатом в 73,48 процента поданных голосов.
Удивительно, что изнуренные войной люди с такой легкостью позволяют заставить себя голосовать за политика, которого еще несколько недель назад они едва знали. Поэтому сначала скажем несколько слов о регламенте игры. Если быть точными, то существует сразу полдюжины президентов - исполняющие обязанности, бывшие, убитые, живущие в изгнании и отстраненные - которые играют здесь каждый свою роль. Представьте себе русскую матрешку. Открываешь одну - появляется вторая, открываешь вторую - появляется третья и так далее.
Воскресное голосование состоялось по указанию российского президента Владимира Путина, распоряжающегося 89 субъектами Российской Федерации, в том числе 21 автономной республикой, включая Чечню. Его выбор пал на кандидатуру Алу Алханова, лояльность которого к Москве, а также к управляемой оттуда чеченской администрации, предопределили его выдвижение на пост наместника.
Тем самым он становится как преемником убитого в мае Ахмада Кадырова, так и прислужником его сына Рамзана, который благодаря своей частной армии имеет реальную власть в Чечне. Его войско заслужило печальную известность похищениями, нападениями на гражданских лиц и вымогательствами. Его в Чечне боятся так же, как "федералов". Сам Рамзан в свои 28 лет был слишком молод для президентства. Он выжидает и тем временем приторговывает нефтью и оружием и зреет до президентского возраста.
Алу Алханов для окружения Рамзана не помеха. Это он доказал еще будучи министром внутренних дел. К тому же он обещает продолжить политику своего предшественника Ахмада Кадырова. А значит, наряду с "удобной" организацией аппарата управления, который в любой момент можно шантажировать, он так же, как и предшественник, категорически отвергает идею переговоров с живущим уже несколько лет в изгнании бывшим президентом Асланом Масхадовым.
Но, наверное, время для мирных переговоров с избранным в 1997 и затем низверженным Масхадовым и так ушло. Его влияние на организаторов чеченского террора сомнительно. Масхадов открыто дистанцировался от захватов заложников, терактов камикадзе и угонов самолетов, однако это не помешало террористам совершать их.
Сколько свежеиспеченный президент Алханов сможет продержаться на своем посту - это настолько же неизвестно, насколько и неважно. "Принцип матрешки" в российской политике в Чечне лишь тогда не сможет больше порождать новые фигуры, когда перестанет расти дерево, из которого они сделаны.