Лучшая студентка Франции - мусульманка из Страсбурга, дочь алжирского иммигранта. Она носит не покрывало, а майку с надписью "СССР". "Какая ностальгия по Советскому Союзу? Мне нравится цвет. Символы не имеют большого значения". Каина Сельмуни, 17 лет, получила первую премию по философии в конкурсе 2004 года (до нее эту премию получали Бодлер, Пастер, Гюго, а совсем недавно Жюппе, Шевенман). Она получила 19,53 из возможных 20 баллов, говорит на 9 языках. Вчера она провела свой первый день в Париже, куда приехала на учебу в Sciences Po, элитный университет политики и дипломатии.
- Ты верующая мусульманка, но не носишь хиджаб. Что ты скажешь мусульманским девушкам, которые намереваются нарушить закон, когда начнется новый учебный год?
- Подруге я скажу, что следует правильно ставить вопросы, нужно понять, что глупо сводить ислам к куску ткани, большая ошибка брать хорошее от Франции, то, что она может предоставить, - школу - и потом не соблюдать ее законы.
- Но ты ведь против закона о светскости.
- Я согласна с его содержанием, но, по моему мнению, в нем не было необходимости, и его не следовало принимать в таких условиях, так стремительно. Франция является светским государством с 1905 года, а закон, принятый 15 марта, лишь способствовал росту напряженности и обострению противоречий между общинами, между мусульманами и всеми остальными.
- Ты знакома со многими девушками, которые носят хиджаб?
- Нет, их очень мало по всей стране. Возможно, их чуть больше в Париже, но их меньшинство. Дело в том, что как только началась дискуссия о хиджабе, таких девушек стало гораздо больше. По-моему, правительство угодило в ловушку, оно сделало государственным вопрос, который касается немногих.
- Все началось с Альмы и Лилы, двух учащихся из Обервилье, которые не хотели нарушать религиозных традиций и были исключены из лицея в октябре прошлого года.
- Я думаю, что речь идет о религии лишь до определенного момента, думаю, что в большей степени речь идет об отношениях со своей культурой, с культурой родителей. Я это очень хорошо понимаю. Мы, дети иммигрантов, одновременно является плохими и хорошими. Хорошими, потому что живем на Западе и являемся французскими гражданами, плохими, потому что мусульмане и выходцы из Магриба. Теперь многие ощущают угрозу, девушки на нее реагируют, надевая платок.
- Разве не родители и братья вынуждают их?
- Несколько лет назад ношение платка было традицией, на которой настаивала семья. Сегодня, я говорю о тех девушках, с которыми знакома, это в большей степени индивидуальное решение. Поэтому я говорю, что ситуация ухудшается, вместо того, чтобы улучшаться. Во Франции полно родителей магрибского происхождения, которые дают своим детям французские имена, которые заставляют их одеваться и вести себя как французы, быть большими французами, чем сами французы. И потом мы вновь начинаем говорить о платке.
- Ты когда-нибудь чувствовала себя дискириминированной?
- Нет, еще и потому, что у меня, скорее, европейская внешность. Но мои братья подвергались оскорблениям в 1995 году, когда в Париже алжирские террористы устроили теракты. Но ситуация меняется, напряженность все больше нарастает, и вопрос о заложниках лишь ухудшит положение.
- В каком смысле ситуация меняется?
- Я не думаю, что на самом деле произойдет столкновение культур, но психологически общины все больше отдаляются друг от друга. Мне самой в голову приходят порой странные мысли. Несколько лет назад, до 11 сентября, если кто-то обходился со мной невежливо, это была простая грубость. Сегодня я спрашиваю себя, может быть все дело в моем арабском имени. Это коллективная ошибка, потому что не мусульмане, со своей стороны, вынуждают нас повторять "не все мусульмане террористы", и это звучит как заезженная пластинка. Мы попали в порочный круг, слишком много взаимного недоверия. Очень трудно вернуться назад.
- Французское правительство попыталось взять инициативу и создало Совет по мусульманскому культу, представляющий французских мусульман.
- Я думаю, что ислам - универсальная религия, не имеет смысла создавать французский ислам. Мне кажется, что правительство невольно углубляет разрыв между мусульманами и христианами. Потом, это смешная "бандана": будут довольны все, потому что она не ассоциируется с исламом, как хиджаб, и в то же время, покрывает голову, как того хотят некоторые исламисты. По моему мнению, все это глупо.
- О чем ты подумала, когда увидела видео с похищенными?
- Я была со своим отцом Ахмедом, мы не хотели верить своим глазам. Мы сказали тогда, что вопрос о хиджабе для террористов лишь предлог, чтобы нанести вред всем нам, мусульманам и немусульманам.
- Ты ощущаешь себя моделью интеграции?
- Совсем нет. Но если мое мнение имеет значение, то можно попытаться отличиться, утвердить свою мусульманскую идентичность, не придавая слишком большого значения символам.