Во вторник в принципе истекает срок, когда нефтяной гигант олигарха Михаила Ходорковского должен выплатить первый транш налоговой задолженности за 2000 год на сумму в 3,4 млрд долларов, которую требует от него российского налоговое ведомство. Аналогичные процедуры предусмотрены по долгам компании за 2001, 2002 и 2003 годы. Общая сумма выплат может составить 10 млрд долларов, которые ЮКОС, как он заявляет, не сможет уплатить. По простой причине: компания не имеет доступа к собственным счетам.
Это первый парадокс дела ЮКОСа. Складывается впечатление, что Кремль, который, как подозревают, был инициатором преследований ЮКОСа, делает все, чтобы компания не смогла рассчитаться с долгами. В самом деле, ЮКОС не имеет возможности снять деньги со своих банковских счетов или продать свои активы, так как и те и другие заблокированы органами юстиции.
Судебные исполнители запустили руку непосредственно в доходы ЮКОСа, который в результате оказался не в состоянии покрывать свои текущие расходы, в частности расходы по обслуживанию экспортных поставок. Этот сбой в работе казны первого экспортера российской нефти может вскоре вынудить его прекратить экспортные поставки и нефтедобычу, что тут же приведет к очередному скачку цен на черное золото.
"Все наши наличные деньги забирают!" - воскликнул недавно финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор. По его мнению, банкротство компании стало "весьма вероятным".
Впрочем, к этому заявлению следует относиться с осторожностью, так как оно указывает на второй парадокс в деле ЮКОСа. Уверенные в том, что битва все равно проиграна, его акционеры (в частности, Михаил Ходорковский), возможно, сами пытаются спровоцировать банкротство компании. Вот почему в последние недели акционеры не раз напоминали, что они являются также основными кредиторами группы.
ЮКОС вначале объявил о получении уведомления о дефолте от одного из своих кредиторов: имелся в виду "Менатеп" - банк, контролируемый олигархом и его партнерами. Затем компания преподнесла рынку сюрприз, опубликовав цифры ущерба, понесенного ею за первое полугодие 2004 года. Эти цифры свидетельствовали о том, что недавно компания прибегла к внутренним займам.
Стратегия акционеров, очевидно, проста: как кредиторы они смогут сказать свое слово, если компания будет доведена до банкротства и реструктурирована. Так они надеются пролить свет на истинную цель Кремля, которая, как они считают, заключается не в ликвидации налоговой задолженности, а в передаче объектов нефтедобычи в руки государства или компаний, близких к власти.
"Последние события показывают, что в этом деле речь идет не о деньгах, а об активах", - утверждает аналитик "Альфа-банка" Кристофер Уифер.
Юстиция осуществляет еще одно мероприятие в рамках налоговых преследований. Речь идет о возможном захвате "Юганскнефтегаза" - главного предприятия ЮКОСа. Если компания не выплатит требуемой суммы, задолженность будет покрыта за счет продажи ее филиала. Активизировав наступление одновременно на ЮКОС и на "Юганскнефтегаз", власти, возможно, пытаются "раздуть" общую сумму задолженности (сейчас она составляет 10 млрд долларов). Эта процедура занимает много времени, чем, вероятно, и объясняется затягивание дела.