Сразу три крупных западных банка - HSBC, ING и Societé Générale - в течение нескольких дней заморозили выделение кредитов на сумму в сотни миллионов долларов, предназначенных российским концернам. Их выход из консорциумов предприятий ТНК-BP и "Норильский никель" выглядит на первый взгляд удивительным. Все же экономика России уже шестой год заметно растет. И оба сырьевых концерна вовсе не бедствуют: на производстве нефти и никеля они зарабатывают миллиарды.
Но на противоположной чаще весов - всеобщая неуверенность, которая снова пришла в Россию. Утечка капиталов, самый надежный барометр надежности инвестиций, в этом году драматически возросла.
Отказ банков следует рассматривать как побочный эффект борьбы, которая разгорелась между кремлевской администрацией и крупнейшей российской нефтеперерабатывающей компанией ЮКОС. Многие инвесторы расценивают дело ЮКОСа как политическую акцию, как попытку бюрократов захватывать частное предприятие. Отказ в кредитах демонстрирует то, что и западные концерны видят в ЮКОСе типичный пример новых отношений между государством и экономикой.
Сейчас ставится вопрос: "Кто следующий?" Ясного ответа, что следующих не будет, Путин до сих пор не дал. Все меньше остается веры в то, что государство хочет ограничиться ролью регулятора рамочных условий для экономики, что оно не собирается вновь играть первые роли.
Не все инвесторы пришли к одному и тому же выводу. Рынок с 143 миллионами потенциальных потребителей является слишком заманчивым. Но в любом случае, теперь снова радикально сокращаются временные рамки, за которые инвестиции должны окупаться, - во вред российской экономике.