В четверг западные СМИ сфокусировали внимание на ситуации вокруг иранской ядерной программы: 31 августа истекает срок ультиматума, предъявленного Ирану. США готовы потребовать санкций против Ирана, однако это может встретить сопротивление со стороны России и Китая. Евросоюз намерен продолжать переговоры с Тегераном.
The Washington Post заявляет со ссылкой на Пентагон о том, что Иран получит ядерную бомбу в течение 5-8 лет. Издание полагает, что указанное временное окно объясняет, почему администрация Буша не считает нанесение воздушных ударов по объектам ядерной программы Тегерана безотлагательным.
Источники в министерстве обороны США, знакомые с дискуссиями, которые ведутся в высшем командовании, указывают, что Пентагон, обновляющий свой план войны с Ираном, исходит из перспективы 5-8 лет. Это предположение в целом согласуется с оценкой разведывательного сообщества, обнародованной в 2005 году, согласно которой у Ирана появится возможность произвести ядерное оружие к началу или середине следующего десятилетия.
Однако источники подчеркивают: несмотря на то, что окно в 5 лет дает президенту Бушу дополнительное время для решения вопроса о нанесении военных ударов, есть основания полагать, что администрация недооценивает целеустремленность Ирана и его намерение максимально ускорить создание бомбы.
Сторонники сдерживания ядерных амбиций Ирана указывают на пробелы в тех сведениях, которыми уже располагает американское разведывательное сообщество в отношении секретной иранской программы. Кроме того, они обращают внимание, что в 1991 году, когда в результате воздушных ударов в рамках операции "Шторм в пустыне" было уничтожено большинство атомных объектов Багдада, Ирак был гораздо ближе к созданию бомбы, чем полагали США до этого.
The Financial Times пишет о том, что Евросоюз продолжит переговоры с Ираном несмотря на то, что крайний срок истек.
Сегодня будет обнародован доклад МАГАТЭ, органа ООН, в котором прозвучит подтверждение того, что Тегеран отказался подчиниться резолюции СБ ООН, требующей от него приостановки обогащения урана - процесса, в результате которого может быть получено как ядерное топливо, так и оружейный материал.
В то же время в докладе, по всей вероятности, будет указано, что Тегеран не ускорил темпов проведения своей ядерной программы - факт, на который, похоже, будут упирать Россия и Китай, сопротивляющиеся попыткам введения санкций в отношении Ирана.
Отсутствие единодушия в СБ ООН - и надежда на то, что Тегеран еще может согласиться на приостановку обогащения урана, - вот главные причины, по которым ЕС намерен сохранять контакты с Ираном. "Дата 31 августа важна, потому что она была установлена Советом Безопасности, - заметил один высокопоставленный европейский дипломат. - Но это не значит, что мы не можем продолжать контакты с иранцами... Мы сможем общаться с ними; есть вещи, которых мы готовы добиваться".
Он подчеркнул, что ЕС не вступит в формальные переговоры с Ираном, пока Тегеран продолжает обогащать уран, и добавил, что ЕС попытается идти "одновременно двумя путями" - продолжать контакты, в то же время добиваясь введения "пошаговых" ограничительных мер в отношении Ирана.
Пекин и Москва ранее согласились оказать содействие введению экономических санкций против Тегерана, если Иран не посчитается с крайним сроком, который истекает сегодня, однако в последние дни обе страны заявили, что подобный шаг может быть преждевременным.
Швейцарская Le Temps в статье "Матч США - Иран: Ахмадинежад ведет" пишет о том, что в продолжающейся уже три года шахматной партии между Тегераном и Западом (во главе с США) с каждым днем все более проясняется цель Исламской республики: для нее пат - это победа.
Американцы по-прежнему хотят санкций. Николас Бернс, правая рука госсекретаря Кондолизы Райс, называет даже срок их введения - "конец сентября". Но США очень опасаются, как бы хрупкая коалиция противников Ирана, которая уже сейчас демонстрирует разногласия, вообще не распалась, указывает газета.
Американская The New York Times пишет о том, что США и три их европейских союзника готовят список санкций, принятия которых они будут требовать в Совете Безопасности. В первую очередь это ограничения на импорт ядерного оборудования и материалов.
Далее санкции могут включить в себя ограничения на зарубежные поездки для лидеров Ирана и ограничение доступа страны к международным финансовым рынкам, сообщают дипломатические источники, связанные с переговорами, которые пожелали остаться анонимными.
Помимо действий в СБ ООН, администрация Буша также пытается убедить европейские финансовые институты отменить программы нового кредитования Ирана. Некоторые швейцарские банки уже дали согласие ограничить свои кредиты, говорят американские чиновники.
Даже в тот момент, когда между США, Великобританией, Францией и Германией формируется согласие, попытка добиться принятия решения о санкциях в СБ ООН связана с серьезным препятствием, учитывая, что Россия и Китай обладают правом вето и возражают против серьезных карательных мер в отношении Ирана, отмечает издание.