Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 августа 2007 г.

Питер Сингер | The Guardian

Мы греемся в лучах славы принцессы Дианы

Звезда народной принцессы продолжает сиять над нами, однако ее канонизация может поставить нас в затруднительное положение

Даже спустя десять лет после своей смерти принцесса Диана остается звездой первой величины. Медиа-пространство заполняют всевозможные посвящения и ретроспективы, и кажется, весь мир жадно поглощает эту живительную влагу. Стала ли Диана новой святой и если так, что это означает для всех нас?

Я стал случайным свидетелем культа Дианы в 2004 году, в Гайд-парке, когда королева открывала мемориальный фонтан, посвященный памяти принцессы. Меня окружали дамы среднего возраста, в жакетах и шляпах, украшенных бейджами. Они выглядели точь-в-точь как футбольные фанаты, с единственным отличием - на бейджах было фото Дианы, а не Дэвида Бекхэма.

Я затеял разговор с ними и узнал, что их одежда, сумочки и туфли той же модели, что носила Диана. У некоторых в доме есть своя "комната Дианы", заполненная сувенирами в память о принцессе. Похоже, их жизнь все еще вращалась вокруг женщины, которая умерла за семь лет до этого.

Итальянский скульптор Луиджи Бьяджи предложил свой взгляд на это явление, создав статую Дианы, поза и одеяние которой напоминают о Деве Марии. Скульптура намекает на то, что память о принцессе вытесняет из обихода традиционные фигуры святых. Британская исследовательница Маргарет Эванс анализировала дары принцессе Диане и пришла к выводу, что некоторые считают ее святой или ангелом, а есть и такие, кто готов сравнить ее с Иисусом.

В связи со смертью Дианы появились эксцентричные теории, среди которых версия об убийстве принцессы британскими спецслужбами, поскольку она якобы угрожала трону. Или другая - о том, что она была счастлива со своим новым возлюбленным Доди аль-Файедом и все произошедшее было подстроено, чтобы избежать огласки. Далее, как и подобает в истории о полубожественной личности, на свет появляется пророчество - песня, сочиненная певцом и автором песен Морисси, включенная в альбом группы The Smiths - "The queen is dead" ("Королева умерла").

Если взглянуть трезво, эта "идолизация" Дианы абсурдна, как и всякий культ. Правда, что она использовала свою популярность, чтобы привлечь внимание к серьезным проблемам. Она защищала обездоленных и забытых обществом, а ее выступления за запрещение противопехотных мин, которые высмеивались как политически наивные, сделали эту проблему чрезвычайно актуальной. Невозможно сейчас ответить на вопрос, был бы подписан Оттавский договор о запрещении этого вида вооружений, если бы не ее смерть. До сих пор многие государства, включая Соединенные Штаты, Россию, Китай, Израиль и Иран, не подписали этого договора.

Разумеется, имелось некоторое несоответствие между деятельностью Дианы в защиту обездоленных и экстравагантным образом ее жизни. Однако слабости Дианы были частью ее обаяния. В противоположность жеманству и холодной сдержанности британской королевской семьи, она вела себя как принцесса, оставаясь вместе с тем нормальным человеком. Когда ей пришлось пережить отвратительный бракоразводный процесс, инспирированный ее вероломным супругом, миллионы женщин разделили ее боль. В эпоху, предшествовавшую появлению на телевидении реалити-шоу, жизнь Дианы стала захватывающим сериалом.

Постоянный интерес СМИ к Диане давал людям ощущение, что они знакомы с ней, и поэтому они остро переживали все ее взлеты и падения, словно она была членом их семьи. Соучастие в судьбе Дианы вносило в их повседневную жизнь очарование и волшебство.

Эрл Спенсер призвал нас не поддаваться искушению канонизировать его сестру. В речи на ее похоронах он говорил, что превращение ее в святую несовместимо с пониманием ее личности, присущего ей "озорного нрава и чувства юмора". Тем не менее, он отмечал в ее характере некоторые черты святости, особенно ее "по-детски наивное" желание творить добро. Предвосхищая ироническое отношение британских газет к ее добрым намерениям, он сказал: "Мое собственное и единственное объяснение состоит в том, что подлинная доброта воспринимается как угроза теми, кто находится на противоположном полюсе шкалы нравственных ценностей".

Этой горькой репликой он, вероятно, указал на роль прессы и папарацци, которые сопровождали Диану в момент ее смерти, и в этих словах была доля истины. Некоторые люди представляются циниками, чтобы избежать моральной ответственности. Если вы убеждены в том, что все вокруг являются эгоистами, к чему пытаться быть лучше других?

Человек, наивно, но искренне желающий приносить добро, угрожает этой защитной оболочке, и единственный способ отвести угрозу - высмеять оппонента. Возможно, Диане жилось бы лучше в Соединенных Штатах, где люди и пресса в большей степени готовы доверять вашим добрым намерениям.

Как повлияли жизнь и смерть Дианы на миллионы тех, кто восхищался ею и любил ее? Миллионы людей были потрясены и опечалены ее смертью, многие перевели деньги в ее мемориальный фонд, на веб-сайт Theworkcontinues.org (что означает "Работа продолжается". - Прим. ред.). Но если работа действительно продолжается, ее масштабы определяются в более скромных параметрах, которые соответствуют работе общественного благотворительного фонда.

По-видимому, это было неизбежно. Хотя та или иная личность может пробудить наши чувства, это воздействие длится лишь некоторое время и редко сопровождается глубинными переменами в нашей жизни. Или, может быть, те, кто так сильно отождествил себя с Дианой, вообразили, что они участвовали в ее добрых делах и что им больше ничего делать не нужно.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru