Дискуссии вокруг "украинского кризиса" и в Германии, и в Европе в целом в основном крутятся вокруг политических идей, аргументов о нарушении международного права и экономических интересов. "Однако в первую очередь европейцев должно волновать иное - собственные стратегические и политические интересы", - пишет немецкий политолог Андреас Умланд на страницах журнала Focus. Например, что произойдет, если киевская власть потеряет контроль над АЭС? - задается вопросом автор.
"На фоне целенаправленного подрыва Москвой своего западного братского государства главной заботой всех европейцев, в том числе и россиян, должны стать четыре украинские атомные электростанции, а также огромные потоки беженцев", - говорится в статье.
Первая потенциальная проблема для ЕС в случае коллапса украинского государства будет демографического и географического характера, пишет автор. Население Украины, как поясняет Умланд, составляет 45 млн человек, при этом страна отделена от Евросоюза только политически, но не географически, то есть между ними нет ни моря, ни непреодолимых гор. "И поэтому, независимо от итогов нынешних переговоров между ЕС и Украиной о либерализации визового режима, результат будет один: если украинское государство не сможет выполнять свои функции или если оно потерпит поражение в войне, миллионы украинцев начнут эмигрировать", - констатирует эксперт. Некоторое их количество, разумеется, отправится к родственникам или в поисках работы на восток, в Россию, но ввиду снижения ее популярности на фоне скрытой войны против Украины и неясных экономических перспектив подавляющее большинство украинцев двинется на Запад.
Пограничные службы Польши, Венгрии и Румынии в состоянии справиться с наплывом нескольких десятков тысяч нелегальных мигрантов, но что если их будут сотни тысяч или даже миллионы? Будет ли НАТО перебрасывать к восточным границам ЕС военную технику, чтобы не пускать мигрантов? Или же государства-соседи Украины будут строить лагеря для интернированных мигрантов из Восточной Европы или забор от Балтийского до Черного моря? - рассуждает политолог.
Еще более серьезной головной болью могут стать украинские АЭС и, в особенности, крупнейшая в Европе атомная станция в Запорожье, которая находится всего в 250 км от зоны боевых действий на Донбассе, продолжает Умланд. "Что случится со всеми этими станциями, если Киев более не сможет их контролировать? Что будет с АЭС, если украинское государство станет банкротом, будет растащено на куски или побеждено Россией?" - задается вопросом автор, напоминая о чернобыльской катастрофе 1986 года.
Все осложняет то, что русскоязычный регион Запорожье сам может в скором времени стать зоной боевых действий, и крупнейший в Европе ядерный реактор может непреднамеренно пострадать от артиллерийских снарядов, ракет, бомб или чего-то еще, говорится в статье. А в самом плохом сценарии сомнительные личности, мобилизованные Россией в полувоенные подразделения на Донбассе, могут выйти из-под контроля Москвы. Эти "сепаратисты", тесно связанные с ультранационалистическими кругами в России, в безвыходной для себя ситуации могут грозить обстрелом или умышленным уничтожением Запорожской АЭС, указывает автор.