Странное ощущение неопределенности оставляет после себя уходящий год. Казалось бы, почему? Саддам Хусейн пойман. Ливия строится в общую шеренгу. Мировая экономика идет на поправку, на Уолл-стрите царит оживление. Мы находимся на подъеме.
Но что значат эти проблески света по сравнению с тем потрясением, которое произошло в 2003 году? Иракская война Джорджа Буша вызвала поворот исторического масштаба, последствия которого не ограничатся умиротворением Ирака, если таковое вообще предусматривалось. Эта война нарушила полувековой пакт в пользу новой политики, которая подчиняет право силе и подменяет коллективность действий односторонними инициативами.
Тем самым США нарисовали контуры мира, в котором господствуют силовые отношения. И кто удивится, если их союзники и соперники ответят Вашингтону тем же? В России, в Европе, в Азии, в арабском мире - повсюду мы наблюдаем всплеск национализма, к которому часто примешивается религиозный фанатизм.
Было бы, разумеется, преувеличением объяснять причины этой лихорадки, охватившей планету, одной лишь акцией Джорджа Буша. Но американская империя, созданная во имя Бога и преследующая плохо скрываемые экономические интересы, провоцирует повсеместное образование новых фронтов.
Национализм во всех своих разновидностях - политической, конфессиональной, экономической - имеет единую подоплеку: это протест левых и западной молодежи против глобализации, против нарушения политического баланса, установившегося после Второй мировой войны. Нанесен ужасный удар по тем ценностям, на которых Запад и либерализм основывали свои претензии на универсальность! Мог ли бен Ладен рассчитывать на подобный триумф?
По своему значению эти события, разумеется, превосходят перемены, произошедшие в конце года в Швейцарии, хотя победа Кристофа Блохера "резонирует" с этими глобальными тенденциями. Повсюду борьба становится более жесткой, переговоры - более проблематичными, а общее благо - трудно различимым.
На этом фоне, однако, произошло одно маленькое чудо. Это подписание Женевского соглашения между израильтянами и палестинцами, жаждущими мира. Слава им, слава тем, кто, воплотив собой то лучшее, что есть в Швейцарии, помог преодолеть стену взаимной ненависти. К ним мы обращаемся с самыми горячими приветствиями: в это печальное время они несут нам надежду на лучшие времена.
С Новым годом всех!