Беназир Бхутто так опасалась за свою жизнь, что хотела воспользоваться услугами британских и американских охранных фирм, в том числе Blackwater. Но президент Пакистана Первез Мушарраф отказался дать иностранным сотрудникам разрешение на работу в Пакистане, говорят помощники Бхутто.
"Она просила выписать из-за рубежа подготовленных телохранителей, - говорит представитель Бхутто в США Марк Зигель. - Вообще, они с мужем неоднократно пытались достать визы для этого эскорта, но правительство Пакистана им отказало".
Как стало известно из осведомленных источников, люди из окружения бывшего премьер-министра вели переговоры с расположенной в Северной Каролине Blackwater Corp.
"Мы начали переговоры об обеспечении безопасности (бывшего) премьер-министра Бхутто, но необходимое соглашение, к несчастью, так и не было достигнуто", - сообщила пресс-секретарь Blackwater. Она подтвердила, что переговоры имели место, но раскрыть подробности отказалась.
Источники в британском охранном бизнесе сообщают, что Бхутто вела переговоры и с лондонской фирмой Armor Group, которая занимается обеспечением безопасности британских дипломатов на Ближнем Востоке. Впрочем, вчера вечером представитель этой компании заявил, что ни о каких переговорах он не знает.
18 октября в результате взрывов террористов-смертников во время торжественной процессии в честь возвращения Бхутто на родину погибли более 140 человек. После этого бывший премьер-министр начала лихорадочно обзванивать чиновников, дипломатов и своих друзей в США, Европе и странах Персидского залива, пытаясь заставить Мушаррафа усилить ее охрану.
Проживающий в США советник Бхутто и директор Центра международных отношений Университета Бостона профессор Хусейн Хаккани подтвердил, что она хотела нанять частных охранников, но режим Мушаррафа, по ее словам, не позволил реализовать этот план.
Хаккани сказал, что американская сторона, которая силами частных охранных предприятий осуществляет охрану президента Афганистана Хамида Карзая и первых лиц правительства Ирака, не хотела заставлять Мушаррафа, своего союзника в войне против терроризма, изменять принятому им решению. И это несмотря на то, что американские чиновники, как считается, рассматривали Бхутто как ключевую фигуру в своих отчаянных попытках дипломатическими методами заставить Пакистан вернуться на путь демократии.
Члены Пакистанской народной партии, которую возглавляла Бхутто, с сожалением сообщают, что, с учетом серьезности угрозы ее жизни, исходившей от "Аль-Каиды", "Талибана" и других группировок, уровень обеспечения безопасности премьер-министра был удручающе низок. Она в основном полагалась на "живой щит" своих преданных последователей, которые окружали ее кольцом, но, как показало совершенное в четверг покушение, такие меры малоэффективны против решительно настроенного на убийство преступника.
Впрочем, некоторые эксперты по безопасности высказывают предположение, что есть и другие причины, которые помешали Бхутто воспользоваться услугами иностранных охранных предприятий.
Окружить себя свитой из иностранных телохранителей для Бхутто значило придать вес критическим заявлениям, будто она является марионеткой Запада - именно такие обвинения выдвигаются против Карзая. Кроме того, это могло бы не понравиться пакистанским сотрудникам ее охраны. Но иностранные фирмы могли бы сыграть теневую роль, выступив консультантами и инструкторами при обучении пакистанцев технике личной охраны и оставляя "лицо" ее эскорта пакистанским.
"Удивительно и неутешительно, что правительство Пакистана не смогло обеспечить ей более основательную защиту и что американская сторона, по-видимому, недостаточно сделала для убеждения пакистанских коллег, - говорит Брюс Райдел, в прошлом сотрудник ЦРУ и руководитель южно-азиатского направления в Совете национальной безопасности. - Она ясно давала понять - как публично, так и неофициально, - что ее безопасность обеспечивается неудовлетворительно. Это стало совершенно очевидно после покушения в день ее возвращения".