Российские зрители толпами валят в кинотеатры - узнать, как сложилась жизнь у Жени и Нади
Советский фильм "Ирония судьбы", который в период новогодних праздников не сходит с российских телеэкранов, поселился в сердцах многих россиян - почти как "Эта замечательная жизнь" ("It's a Wonderful Life") Фрэнка Капры применительно к американской культуре.
Вышедшая в 1975 году, эта трогательная и вместе с тем остроумная мелодрама Эльдара Рязанова содержала и скрытую сатиру на однообразность советской жизни. После попойки с приятелями московский врач по имени Женя приходит в себя в ленинградском аэропорту, при этом не осознавая, где он находится. Он берет такси и по улицам, точь-в-точь похожим на московские, приезжает к типовому дому, как две капли воды похожему на его собственный. И даже дверь в квартиру на четвертом этаже - как уверен главный герой, его собственную - Женя открывает своим московским ключом.
Рассеянный врач заваливается спать.
Оказывается, что квартира принадлежит привлекательной блондинке по имени Надя. Она не совсем довольна своим кичливым женихом-бюрократом и ищет перемен в любви и в жизни. У них с незадачливым Женей завязывается роман. Но, чем закончились отношения этой пары, в картине, которую традиционно показывают в России в канун Нового года, не рассказывается.
И вот напряженное ожидание закончилось. 21 декабря в российский прокат вышел фильм "Ирония судьбы: Продолжение".
"Для людей, рожденных на территории бывшего СССР, "Ирония судьбы" - это не просто фильм, это часть их национального самосознания", - сказал на состоявшейся в декабре пресс-конференции один из продюсеров фильма Константин Эрнст.
Трогать классику опасно. И потому, наверное, неудивительно, что фильм, создатели которого утверждают, что это не сиквел, был встречен насмешками московских кинокритиков.
"Вторая "Ирония" отличается от первой, как морозный, здоровый, чистым снежком припорошенный декабрь от той гнилой промозглости, которую мы сейчас наблюдаем за окном", - пишет в газете "Известия" Елена Ямпольская.
Плохие отзывы не остановили любопытных кинозрителей, которые толпами валят на "Иронию судьбы". Сборы за первый уик-энд составили 9 млн долларов, так что по российским меркам этот фильм стал блокбастером.
"Мне понравилось, ведь это так узнаваемо, - сказала, посмотрев на этой неделе фильм, 28-летняя Надежда Бессонова, программист. - Это человечное и доброе изображение нашей повседневной жизни".
По сюжету нового фильма, после происшествия, показанного в предыдущей картине, пути Жени и Нади разошлись. Надя осталась со своим женихом-бюрократом и вышла за него замуж, у них родилась дочь, которую тоже назвали Надей. Женя также женился, и у него вырос сын по имени Константин. Оба впоследствии развелись.
Больше 30 лет спустя мертвецки пьяный Константин оказывается в той самой квартире, где его обнаруживает Надя-младшая. Он участвует в хитроумном плане друзей своего отца, которые замышляют вернуть Женю в объятия той женщины, с которой он когда-то провел волшебную ночь. Притворяющийся пьяным сын - приманка, чтобы снова заманить Женю в Ленинград (теперь уже Санкт-Петербург).
Разумеется, вновь разгорается старый роман, но завязывается и новый - между детьми героев.
В новом фильме снялись основные актеры, игравшие в первой части, в том числе и польская актриса Барбара Брыльска, реплики которой и в той, и в другой картине дублированы.
Рязанов, которому уже 80 лет, отказался руководить съемками новой "Иронии", но заранее прочел сценарий и сыграл ту же эпизодическую роль, что и в первом фильме.
"Когда мы говорили с Рязановым, он сказал, что не готов сделать это - невозможно дважды войти в одну и ту же реку, - сказал Эрнст. - Но сценарий ему понравился, а когда смотрел трейлер - смеялся".
Впрочем, с тех пор как фильм вышел в прокат, Рязанов намеренно хранит молчание - дать интервью для этой статьи он отказался.
"Продолжение" - может быть, неосознанно - является своего рода зеркалом современной России, этого царства потребления. Фильм битком набит скрытой рекламой (в том числе одного из спонсоров картины - российского оператора мобильной связи "Билайн").
Если по сюжету первого фильма пространственная дезориентация стала следствием однотипности советской застройки, то в новой картине этот сюжет воспроизводится как следствие поломки мобильного телефона. Так или иначе, большинству критиков этот прием не пришелся по вкусу.
"Иронию судьбы-2" делали люди, уверенные, что продается абсолютно всё, - пишет Ямпольская. - С выходом на экраны фильма Бекмамбетова одним брендом в нашей жизни стало больше. И одним чудом меньше".