В четверг судья приговорил Михаила Ходорковского к добавочным 6 годам тюрьмы, сообщает The New York Times, характеризуя Ходорковского как "российского магната, взятого под стражу в 2003 году после того, как он бросил вызов Владимиру Путину". "Это решение с политической окраской, подрывающее позиции президента Медведева, который поклялся вдохнуть новую жизнь в российскую судебную систему, страдающую от серьезных проблем", - полагает журналист Клиффорд Дж.Леви.
"Сторонники Ходорковского просили Медведева вмешаться в это дело, что подкрепило распространенную озабоченность тем, что российские власти охотно манипулируют в политических целях правоохранительными органами и судебной системой. Но Медведев отказался, и второй процесс над Ходорковским по обвинениям в хищении (срок, который магнат отбывает сейчас, истекал в 2011 году), видимо, закончится так же, как начался: олицетворяя неспособность Медведева всерьез продвинуть свои обещания", - говорится в статье.
Сопредседатель "Правого дела" Леонид Гозман отметил, что ожидал обвинительного приговора, но не столь сурового. "Это шокирует. Очевидно, что решение политическое, а не судебное. Столь суровый приговор вызовет резонанс и будет воспринят очень негативно в отношении Медведева и того, чего он пытался добиться", - добавил Гозман.
По мнению газеты, изъяны российской судебной системы, заметные каждодневно, являются всепроникающими. "Коррупция носит характер эпидемии, властью государства часто злоупотребляют, высокопоставленных политиков почти никогда не привлекают к ответственности за проступки. Череда убийств известных правозащитников и журналистов не раскрыта, хотя критики правительства сплошь и рядом оказываются на скамье подсудимых", - пишет обозреватель.
Новый приговор Ходорковскому воспринят как недвусмысленный сигнал, что Путин продолжает контролировать страну, отмечает издание.
"Ни Путин, ни Медведев не прокомментировали приговор сразу после его оглашения - по-видимому, Кремль старается не привлекать внимания к этой теме. Однако правительства зарубежных стран быстро распространили заявления с осуждением приговора, где говорится, что он подрывает доверие к российской судебной системе и служит предостережением для иностранных инвесторов", - говорится в статье.
Канцлер Германии Меркель сказала: "Остается впечатление, что в этом процессе сыграли роль политические мотивы. Это противоречит неоднократно озвученным намерениям России идти к полному верховенству закона". Госдепартамент США, как ранее Белый дом, осудил "неправомочное использование судебной системы в неподходящих целях". МИД РФ возразил, что преступление Ходорковского было бы сурово наказано в любой стране. "Рассчитываем, что каждый будет заниматься своим делом - и у себя дома, и на международной арене", - добавил МИД.
В четверг вечером большинство политиков из правящей партии воздержались от высказываний о Ходорковском, но депутат-единоросс Евгений А.Федоров сказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что это дело в реальности демонстрирует принципиальность российской судебной системы - то, что любой нарушитель закона, пусть даже богатейший житель страны, депутат или чиновник, будет наказан.