Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 января 2000 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Приоритеты Путина

В начале года преемник Бориса Ельцина заявил о своей приверженности рыночным реформам, усилению демократии и главенству закона.

Менее чем за месяц и. о. президента Владимир Путин многое сделал для эскалации все более безнадежной и жестокой кампании в Чечне, игнорируя международную оппозицию военным действиям и лично санкционировал разработку новой, жесткой военной доктрины, - пишет газета. Объявленное на прошлой неделе 50%-ное повышение военных расходов вряд ли будет привлекательным для иностранных инвесторов, а также соседей России.

Однако симпатии инвесторов и соседей не относятся к числу приоритетных целей Путина. Сегодня, менее чем за два месяца до президентских выборов, Путин прежде всего стремится заручиться поддержкой военно-промышленного комплекса, публично аргументируя свои действия необходимостью возрождения былой славы вооруженных сил. Военные расходы уже достигли 19% федерального бюджета, уступая лишь расходам на обслуживание долга. Если Путин будет и впредь удовлетворять требования военных, вскоре он может стать их заложником.

Вряд ли можно отрицать, что российские вооруженные силы нуждаются в известном внимании. По словам Уильяма Одома, что-то не так в армии, солдаты которой продают оружие противнику.

Западные журналисты, следящие за развитием ситуации в российской армии с момента окончания холодной войны, стали свидетелями многочисленных признаков развала, начиная от проржавевшей боевой техники и заканчивая лишениями рядовых солдат. После отбывания срока в шведской тюрьме человек выглядит лучше, чем после службы пехотинцем в Красной Армии.

Даже после сокращения численности вооруженных сил ситуация практически не улучшилась. Не ослабло и давление на государственную казну со стороны военных.

Преобладание бартера и неплатежей в военном секторе не позволяет видеть реальную картину военных расходов. К примеру, если исходить из курса на валютном рынке, российские военные расходы сравнимы с расходами Сингапура. По оценкам НАТО, в 1998 году они составили 4,4% ВВП, в то время как Международный институт стратегических исследований приводит более высокую цифру: 5,2% ВВП (Мы не берем в расчет заниженные оценки - МВФ полагает, что Россия тратит на оборону только 2,5% ВВП). По данным Международного института стратегических исследований, приблизительно 75% финансовых сделок в областях, связанных с обороной, проходят по статьям, не включенным в военный бюджет. Цифры военных расходов могут оказаться еще более высокими, поскольку детали военного бюджета на 1999 год - впервые со времен холодной войны - оказались неопубликованными.

Борис Ельцин был прав, когда в 1996 году издал указ о создании профессиональной армии. Однако правительство не смогло отказаться от призыва. В декабре 1998 году вышел президентский указ, согласно которому в зону вооруженных конфликтов могут отправляться солдаты и сержанты из числа не только контрактников, но и призывников. В нем также говорилось, что создание профессиональной армии может быть начато только после появления необходимых условий. Как это подходит для операций, подобным той, которая осуществляется в Грозном.

Одно дело, если бы Путин направил бюджетные средства на сокращение числа военнослужащих (например, предоставив солдатам стипендии, имея которые, они могли бы подыскивать себе работу на гражданке), выплату зарплаты контрактникам и т.д. Вместо этого - в борьбе за президентский пост - он сделал ставку на смесь популистского милитаризма и характерного для советских времен патернализма.

Он пообещал возродить могущество и достоинство российского государства, а затем использовать возможности этого государства на благо великого российского народа. Здесь Путин, видимо, идет по стопам своего предшественника. Вызывает особое беспокойство, что ни отсутствие необходимых средств, ни военные потери в Чечне не могут заставить Путина отказаться от планов возрождения российской военной мощи.

Если, как и Ельцин, Путин не сможет найти средства для финансирования "других" приоритетов, военная авантюра, скорее всего, все чаще будет использоваться для отвлечения внимания от серьезных экономических проблем. Новый российский лидер может попасть в порочный круг.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru