"Это начало процесса: в предстоящие дни будет определяться будущее региона". Интервью с бывшим кандидатом на пост президента Соединенных Штатов.
- Сенатор Керри, новый госсекретарь Кондолиза Райс, комментируя выборы в Ираке, сказала: "Они прошли лучше, чем предполагалось". Вы с ней согласны?
- Думаю, они прошли именно так, как предполагалось. Я был там несколько недель назад и думаю, что наши войска достойны нашей благодарности и уважения. Они подвергаются огромному риску и проделывают серьезную работу. Очень важно, что в Ираке прошли выборы. Но никто, в Соединенных Штатах или в мире, не должен переоценивать этот факт. Речь идет о начале, в настоящее время необходимо проводить политику примирения, и она требует больших дипломатических усилий и участия международного сообщества, более активного, чем то, о котором до последнего времени говорила нынешняя администрация. Без выполнения этих условий мы не добьемся успеха в Ираке.
- Вы думаете, это голосование будет признано международным сообществом законным?
- Это видимость законности, потому что сложно говорить о законности, когда целая часть страны не смогла или не захотела голосовать. Я уверен, что эти выборы очень важны, я всегда выступал за их проведение. В ходе избирательной кампании в Фултоне, Миссури, я говорил о четырехэтапном процессе, заявляя, что это могло стать последней возможностью для президента, чтобы действовать правильно. Речь шла о быстром и широкомасштабном процессе подготовки, затем о необходимости обеспечения иракцев соответствующей техникой, в-третьих, о привлечении международного сообщества, в-четвертых, о проведении выборов. Хорошо, что этот пункт был сегодня выполнен. Но по трем первым пунктам отмечается такое отставание, что очевидно: эти задачи оказались более трудновыполнимыми, чем ожидалось. И я вам скажу совершенно однозначно, что поведение этой администрации в ближайшие дни станет решающим для будущего Ирака, и это действительно последняя возможность для Буша, чтобы достойно уйти из Ирака.
- Что, по-вашему, должен сделать президент Буш?
- Ему следует вести себя так, как если бы действительно шла война. Я приведу вам один пример. Три недели назад я был в Египте, у меня была встреча с президентом Мубараком. Я спросил у него: "Почему вы не расширяете подготовку иракских сил безопасности?" Он мне ответил: "Мы можем сделать это. Сегодня мы готовим 146 офицеров. Я не знаю, почему не больше". Такой же ответ я получил в Иордании и в других странах. Даже в Европе, где многие лидеры готовы уделять больше внимания подготовке полицейских и пограничников. Мы не делаем того, что можем, чтобы иракцы были способны защищаться самостоятельно. И таким образом мы потратили полтора года.
- Как вы думаете, в настоящее время Ирак представляет собой большую или меньшую, чем два года назад, террористическую угрозу для Соединенных Штатов?
- Конечно, большую. Я действительно думаю, что мир сейчас менее надежен, чем два с половиной года назад. Эта ситуация стала одной из трудностей, с которой мне пришлось столкнуться во время избирательной кампании. После 11 сентября, в разгар наступления против терроризма было настоящим вызовом утверждать, что твоя страна и твой президент не делают всего необходимого, чтобы тебя защитить. Но это абсолютная правда. Мы не ведем себя как нация, которая всерьез восприняла слова вице-президента Чейни, когда в ходе избирательной кампании он сказал, что, возможно, будет новая атака, что ставка становится все более высокой и это связано с грязными бомбами, ядерными зарядами, биологическим оружием.
- Но сегодня Соединенные Штаты в большей безопасности, чем тогда, когда в Ираке у власти был Саддам Хусейн?
- Я рад, что больше нет Саддама, и я об этом говорил сотни раз. Но по пути мы теряли одну возможность за другой по укреплению безопасности Америки и привлечению на нашу сторону всего мира. Я говорил со многими лидерами арабских стран, они все согласны с тем, что успех в Ираке очень важен и что провал операции дестабилизировал бы ситуацию во всем регионе, превратив Ирак в рай для террористов. Администрация Буша неоднократно отталкивала ООН и международное сообщество: было предложено готовить полицию, были предложены наблюдатели, другая помощь - все напрасно. Рамсфельд отвратительно решал этот вопрос, я лично просил о его отставке полтора года назад: в нашем штабе 800 тысяч человек подписали петицию с требованием о его уходе.
- Сенатор Эдвард Кеннеди сказал, что по завершении выборов администрация Буша должна приступить к координации графика вывода войск, и что немедленный уход по крайней мере 12 тысяч солдат стал бы мощным сигналом. Вы согласны?
- Я согласен с ним: мы должны подтвердить наши намерения не затягивать на длительное время оккупацию, это жизненно важно. Но вместе с тем необходимо гарантировать безопасность и стабильность иракцев, это предварительное условие для возможного ухода. Я бы не хотел говорить о точных сроках. Я не буду удивлен, если новое правительство вскоре приступит к рассмотрению вопроса о сроках вывода, я не удивлюсь, если это станет результатом конкретного запроса, сделанного приватно администрацией Буша.