"Пиво и мини-юбки пока еще разрешены"
У палестинцев вызывают обеспокоенность проекты исламизации общественной жизни, которые разрабатывает "Хамас", получивший абсолютное большинство в парламенте. Об этих проектах говорят различные религиозные деятели, желающие ввести шариат.
"Планы "Хамаса" ввести закон об обязательном ношении хиджаба вызывает тревогу у палестинских женщин. Многие уже приняли решение покинуть Палестину, если кто-нибудь обяжет их носить платок", - говорит корреспонденту газеты Repubblica Мона аль-Фарра, врач, представитель Народного фронта и руководитель палестинского Красного Креста.
Законопроект был озвучен Мириам Фархат, одной из вновь избранных депутатов "Хамаса" из сектора Газа, которая хочет его представить, как только новый парламент соберется на первое заседание. Превращение шариата в источник новых законов станет глубоким потрясением для такого традиционно светского общества, как палестинское: шариат нарушит гражданское право, общественные свободы, права женщин, права партий и ассоциаций, приведет к разделению по половому признаку в школах, университетах, общественных заведениях.
Но при любых обстоятельствах, даже самых драматических, у палестинцев очень быстро проявляется чувство юмора. В Рамаллахе - самом западном городе на территориях, - где по улицам ходят девушки в макияже и облегающих джинсах, в туфлях на шпильках, будут ходить женщины, закутанные с головы до щиколоток в покрывало. Пока это шутка, но впереди неизвестное будущее.
Смеются и шутят в кафе вокруг площади Львов, в самом центре города, в элегантных ресторанах. Абед, 50-летний инженер, с удовольствием пьет итальянский эспрессо с небольшим количеством коньяка. "Пей и попытайся хорошенько запомнить вкус, потому что это будет одной из последних чашечек кофе, которыми ты сможешь насладиться", - говорит его сосед по столику. "Чтобы получить работу в администрации, нам придется отращивать бороды", - говорит, улыбаясь, Хасан, выпускник университета с бакенбардами, как у Элвиса. Шутят и над Анваром, одним из самых известных парикмахеров города. На стенах, помимо фото мечети Аль-Акса в Иерусалиме, есть множество фотографий с арабскими актрисами. "Конечно, придется внести изменения в обстановку, мне придется убрать все бритвы. Я знаю, что при наличии у всех бород я ими буду пользоваться нечасто".
За столиками в Irish Pub обсуждают ту же тему. Два молодых человека сидят у стойки, перед ними два бокала свежего пива. Они шутят над ближайшим "эдиктом халифата Рамаллах", которым будет наложен запрет на алкоголь. "С тех пор как победил "Хамас", мы приходим сюда каждый вечер, чтобы выпить по бокальчику, пока еще не запретили пить пиво, - говорит один из них, - возможно, у нас будет, как в Газе". В Газе, цитадели "Хамаса", невозможно отыскать заведение, где бы подавали алкогольные напитки: если кого-то заметят за этим занятием, на следующий день от заведения останется только пепелище.
Палестинцы шутят и по мобильному телефону. Есть сообщения, в которых шутят над будущими новыми исламскими полицейскими, которые станут проверять у водителей автомобиля наличие не водительских прав, а Корана. Еще одно сообщение: "Пора покончить с денежными взятками. Впредь: остановка запрещена - две молитвы; пересечение перекрестка на красный свет - три дня поста".
Распространяются и такие шутки. "Слышал последнюю? Эль-Бирех будет переименован". Название этого городка, расположенного рядом с Рамаллахом, означает "пиво" и противоречит исламской этике. "Теперь он будет называться Замзам - как вода, которую пьют паломники в Мекке".
Определенные опасения за свое заведение испытывает Надим Хури: его семья владеет единственным в Палестине пивным заводом Taibeh, пиво с успехом экспортируется в Израиль и в Иорданию и производится в селении неподалеку от Рамаллаха. Обладая классическим ближневосточным духом предпринимательства, он убежден, что сможет превратить победу интегралистов в прибыльное дело. "У меня уже есть проект, - говорит Хури. - Taibeh будет производиться до самого последнего момента, но помимо этого, мы будем выпускать безалкогольное пиво. Таким образом, его смогут пить даже люди из "Хамаса".