В среду западные СМИ пишут об опасениях Европы в отношении Ирана. В этой стране продолжается реализация ядерной программы, и в то же время есть угроза военного нападения со стороны США.
Британская The Guardian пишет о том, что ведущие европейские политики все более опасаются, что администрация США решится на авиаудары по Ирану с целью уничтожить объекты, связанные с его ядерной программой.
Раскол мнений между представителями разных сторон Атлантики по вопросу, как выходить из иранского тупика, усиливается. В европейских столицах опасаются, что ядерный кризис в этом году перейдет в решающую стадию. США недовольны пассивной позицией России и Совета Безопасности ООН. "Время идет, - заявил один из европейских чиновников. - Возможность военных действий рассматривается вновь и уже серьезнее, чем раньше. США теперь говорят на другом языке".
Америка продолжает наращивать присутствие своего флота в Персидском заливе - это крупнейшее усиление после начала Иракской войны четыре года назад - и одновременно по ряду важных аспектов иранской проблемы возникли расхождения между США и Европой.
Администрация Буша готовится вскоре опубликовать досье, обвиняющее Иран в подрывной деятельности в Ираке. "За последние три-четыре месяца Иран непрерывно увеличивал свою активность в Ираке. Это касается и масштабов, и продолжительности действий. Это можно назвать беззастенчивым вмешательством", - сказал вчера в Лондоне один из американских чиновников высокого ранга.
Хотя иранцы в основном действуют в шиитских районах, дело этим не ограничивается, сообщил американский источник. Он подразумевает, что иранцы наладили связи с повстанцами-суннитами и помогают создавать мины-ловушки. Эти мины, новая версия "самодельных взрывных устройств", предназначены для применения против иракских и американских сил.
Американцы и европейцы в течение последних 30 месяцев стремились выступать по ядерной проблеме единым фронтом. Европейская тройка - Великобритания, Франция и Германия - вели безуспешные переговоры с иранцами при молчаливой поддержке американцев.
Однако дипломаты в Брюсселе и те, кто связан с идущими в Вене спорами, говорят, что между США и Западной Европой началось расхождение по трем ключевым вопросам. Это вопросы о возможности применения военной силы, о том, как и насколько быстро вводить экономические санкции, которые уже принял Совбез ООН, и о том, как справиться с Россией, выступающей против антииранских действий в Совете Безопасности.
"Куда ни повернись, везде опасения, - сказал дипломат, знакомый с деятельностью Международного агентства по атомной энергии в Вене. - Европейцы боятся, как бы дерьмо не попало в вентилятор".
"Европейцы рассматривают единственный путь - через ООН, - заявил вчера The Guardian верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана. - Для всех нас главное, чтобы Иран подчинялся резолюциям Совета Безопасности ООН".
Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи в эти выходные призвал взять тайм-аут и не нагнетать обстановку, чтобы позволить обеим сторонам уступить, сохранив лицо. Однако американцы от этого предложения отказались. Европейские представители, вовлеченные в спор, также полагают, что на сделку с иранцами рассчитывать нельзя.
Несмотря на периодически возрастающее напряжение между США и Францией на Ближнем Востоке, именно французы настроены по отношению к Ирану более воинственно, чем другие европейцы. По слухам, Франция поддерживает США в стремлении потуже затянуть петлю на шее у президента Махмуда Ахмадинежада, пишет газета.
Итальянская Corriere della Sera указывает на то, что США и Евросоюз расходятся во мнениях по Ирану, так же как они разошлись во мнениях по Ираку. США настаивают на том, чтобы ЕС вводил не только санкции, предусмотренные резолюцией ООН, но шел еще дальше.
Американский прессинг лишь укрепляет подозрение, что в случае неэффективности санкций - Россия не исключает их бойкота - Буш готов бомбить Тегеран. Президент заявляет, что у него "нет намерений идти в Иран, бороться с ним в Ираке не означает захватывать его". Но, выступая в конгрессе, адмирал Уильям Фэллон, новый глава Центрального командования в Персидском заливе и на Ближнем Востоке, выразил опасение, что иранцы могут заблокировать Ормузский пролив, то есть перекрыть нефтяной путь. А генерал Патрик О'Рейли в свою очередь предупредил, что до 2015 года Иран может стать обладателем ракеты, "способной поразить цели на нашей территории".
Издание Sueddeutsche Zeitung также пишет о том, что в США все активнее обсуждается вероятность нападения на Иран.
В Вашингтоне утечки повсюду. Тут и там в аппарате правительства образовались прорехи, и так называемые leaks, как на журналистском сленге называется строго конфиденциальная информация из правительственных кругов, складываются в определенное послание: заклятый враг Иран активно поддерживает жестокую войну, которую ведут иракские повстанцы против американских военных. Более того, Тегеран, похоже, даже руководит ею. Президент Буш уже отдал свой главный приказ: "ловить и ликвидировать" в Багдаде или где угодно агентов Тегерана. При этом Буш успокоил общественность, добавив, что не намерен вводить войска в Иран. Однако ощущение дежавю возникает не только у пугливых особ: неужели Белый дом снова вооружается, как это уже было в 2003 году, к новой войне?
Если исходить из здравого смысла, то само собой напрашивается категоричное "нет". Но такой трезвостью политика в Вашингтоне не отличается. Конечно, и Джордж Буш отдает себе отчет в том, что положение в Ираке просто катастрофическое - не исключено, что гражданская война на религиозной почве между суннитами и шиитами заставит полыхать в огне весь регион. По крайней мере, одно он точно понимает: он сам вложил в руки тегеранских мулл ту силу, которой теперь боятся все арабские соседи в регионе. Уничтожив Саддама Хусейна, США ликвидировали бывшего иранского военного противника, врагами Исламской республики были и изгнанные из Афганистана талибы. Сегодня Иран ведет себя уверенно, как никогда, поскольку США и их союзники не могут похвастаться сильными позициями на Ближнем и Среднем Востоке, пишет газета.
Французская Le Figaro пытается оценить, насколько сами иранцы встревожены возможным американским нападением. В Тегеране еще не дошло до паранойи, и жители иранской столицы пока не бегут из города, но одним из знаков растущего беспокойства является тот факт, что некоторые политики, до сих пор обходившие эту проблему молчанием, начинают всерьез говорить о возможности нападения.
Такая перспектива тревожит и критиков президента Махмуда Ахмадинежада, как правых, так и левых, упрекающих его в том, что иранское ядерное досье попало в Совет Безопасности. Сегодня они боятся, что его провокационные лозунги, касающиеся ядерной энергии и Холокоста, станут для Джорджа Буша поводом напасть на Иран, несмотря на оппозицию американского конгресса и европейских стран.
Население Ирана не способно постичь все подробности битвы между Бушем и Ахмадинежадом, но иранцы боятся в конце концов оказаться заложниками войны, которой они не хотят. Корреспондент газеты рассказывает о своих беседах с иранцами.
Житель Тегерана Мухаммед, ярый защитник иранского режима, имеет собственное мнение: "Скажите американцам, что мы их не боимся. Если они нападут, мы будем защищать нашу честь до последней капли крови! Наша страна - как наша мать, если ее кто-то обидит, мы готовы его убить!"
"Знаете, он прав, - говорит художник Али. - Иранцы - ярые националисты, и ничего тут не поделаешь. Даже я, пусть я против правительства и могу мечтать о смене режима, но, если будет нужно, я возьму в руки оружие, - говорит он. - Я обожаю песни Мадонны и фильмы Спайка Ли. Но Буша я не могу видеть даже на картинке!"
Молодая девушка толкает дверь магазина. Это Наргэсс, сестра Али. Она жалуется на то, что ей приходится целый день ходить в хиджабе. Но ей не нужна демократия по-американски, навязанная силой. "Сейчас наша безопасность важнее, чем наша свобода", - говорит она.
The Financial Times пишет о том, что "МАГАТЭ опасается, что Иран собирается расширять ядерную программу".
Контрольный орган ООН в ядерной сфере опасается, что Ирану остались считанные дни до перехода его ядерной программы на новый уровень; и это опасение привело к активизации усилий, направленных на сделку между Тегераном и Западом.
Источники, близкие к генеральному директору МАГАТЭ Мухамеду аль-Барадеи, обеспокоены тем, что Иран может использовать День революции, который отмечается в этой стране 11 февраля, для объявления о планах установки 3 тысяч центрифуг для обогащения урана. "Момент, когда Иран начнет делать это в промышленных масштабах, важен, - заявил западный дипломат. - Если найти способ притормозить дело сейчас, это может облегчить многое".
Хотя Иран утверждает, что его программа носит исключительно мирный характер, обогащение урана может давать и ядерное топливо, и оружейный материал. В последнем докладе МАГАТЭ по Ирану говорилось, что в стране имеется два каскада из 164 центрифуг, но западные дипломаты утверждают, что Тегеран готовится к установке значительно большего количества.
Зарубежные ядерные эксперты говорят, что монтаж 3 тысяч центрифуг займет около года, и еще как минимум столько же времени уйдет на производство материала в количестве, достаточном для оснащения боеголовки.