Готовность Северной Кореи к обсуждению условий прекращения ее ядерной программы все возрастает, что вселяет осторожный оптимизм по поводу достижения некоего соглашения на следующей неделе, когда возобновятся шестисторонние переговоры по разоружению в Пекине. Об этом сообщили американские и азиатские чиновники, близкие к переговорам.
До окончания срока президента Буша осталось всего два года, и чиновники Госдепартамента, похоже, получили новую свободу действий в проработке различных исходов и предложений со своими северокорейскими коллегами, что было опробовано во время недавних необычных двусторонних переговоров в Берлине. Северокорейские чиновники ответили тем же, впервые от придирок к формулировкам в коммюнике перейдя к обсуждению по существу вопроса, что они могут сделать, чтобы прекратить свою ядерную программу, сообщили чиновники.
Чиновники предупредили, что потребуется интенсивный торг по любой сделке в ходе процесса, который обычно не приносил ничего, кроме разочарования, в том числе и во время раунда переговоров в декабре. В сентябре 2005 года Северная Корея согласилась на совместное коммюнике, в котором указала, что откажется от ядерной программы в обмен на экономические стимулы и гарантии в сфере безопасности. Однако затем она на протяжении 13 месяцев бойкотировала переговоры, рассердившись из-за мер, предпринятых министерством финансов США в отношении банка в Макао, предположительно задействованного в схеме извлечения доходов от северокорейских подделок.
В октябре Северная Корея провела ядерные испытания, которые столкнули ее с давним союзником Китаем. Однако другие страны - участницы переговоров, такие как Россия, в последнее время давят на США с тем, чтобы прекратить финансовое наступление на банк Banco Delta Asia. В переговорах также принимают участие Китай, Южная Корея и Япония.
Источники, близкие к переговорам, на условиях анонимности сообщили, что США при поддержке Китая хотели бы добиться выведения из эксплуатации ядерного северокорейского объекта в Йонбене, однако Пхеньян пока предлагает лишь разрешить вернуться инспекторам МАГАТЭ. За последние четыре года на этом заводе Северная Корея успела добыть из отработанных топливных стержней достаточно плутония для создания 10 единиц ядерного оружия и может рассматривать вероятность заморозки проекта. Однако для администрации это будет проблематично, так как приведет к сделке, похожей на ту, что была заключена при президенте Билле Клинтоне и, по словам Буша, оказалась невыгодной.
Любое соглашение, вероятно, будет включать то или иное решение вопроса о Banco Delta Asia. Чиновники Пхеньяна требовали возвращения 24 млн долларов, которые находятся на заблокированных северокорейских счетах банка, однако американские чиновники дали понять, что готовы обсуждать возвращение лишь той части средств, которая не связана напрямую с незаконной деятельностью.
Помощник госсекретаря Кристофер Хилл, главный американский переговорщик, вчера отказался обсуждать подробности или предсказать исход торгов. "Мы отправляемся туда с мыслью, что наша команда поработала так усердно, как только могла, и у нас есть основа для созыва встречи и движения вперед", - подчеркнул он.
Майкл Грин, главный чиновник Белого дома, отвечавший за азиатскую политику до прошлого года, заявил, что администрации придется сбалансировать свою заинтересованность в достижении соглашения и возможность того, что Северная Корея согласится лишь на частичное решение, чтобы смягчить давление, оказываемое санкциями ООН, а в конечном итоге сохранит свое ядерное оружие. "Главная сложность заключается в деталях", - заявил он.
Грин, эксперт по Японии, добавил, что среди японских чиновников растет обеспокоенность тем, что администрация Буша смягчает подход к Северной Корее из-за хаоса в Ираке.
Эта нервозность начинает расползаться и среди американских чиновников, испытывающих глубокий скепсис в отношении Северной Кореи. "Никакая сделка, на которую они согласятся сейчас, ничего хорошего не принесет", - заявил Джон Болтон, до недавнего времени бывший послом США в ООН, а во время первого срока Буша - главным чиновником по вопросам контроля над вооружениями. "Невозможно себе представить, что они согласятся на режим навязчивых инспекций, который нужен нам, чтобы была хоть какая-то уверенность, что они выполнят условия сделки".