Видеозапись, противоречащая официальной версии развязки захвата заложников в бесланской школе в Северной Осетии в сентябре 2004 года, была 30 июля размещена на интернет-сайте pravdabeslana.ru ассоциацией, близкой семьям жертв.
Всего 332 человека, из них 186 детей, погибли во время захвата заложников, произведенного вооруженной группировкой, в которую входили чеченцы и ингуши. Большинство погибших скончались от пожара, начавшегося в момент штурма войсками российского спецназа на третий день захвата школы.
По официальной версии, штурм школы, наполненной детьми, начался после внезапного взрыва самодельных взрывных устройств, установленных прочеченскими боевиками в здании. "Мы вывели детей, и ни один из них не был ранен осколками" этих бомб, наполненных стальными шариками, заявляет на видеозаписи сапер, называющий себя Б.Набиевым, командиром инженерных войск 58-й армии, лица которого не видно на записи. "Пробоина в стене появилась не от этого взрыва. Кто-то выстрелил" снаружи, говорит он в фильме, снятом через несколько часов после штурма.
Возобновление расследования
Ранее некоторые обстоятельства, подтверждавшие версию выстрела снайпера или использования зажигательных снарядов, уже ставили под сомнение версию российских властей.
После получения этой видеозаписи "по почте" от анонимного отправителя, по данным AFP, комитет "Матери Беслана" надеется на возобновление расследования. "Мы направим в прокуратуру запрос о том, чтобы Набиев был допрошен" и подтвердил сказанное в фильме, заявила Сусанна Дудиева, возглавляющая комитет. По ее словам, "эта видеозапись относится к тем материалам следствия, которые прокуратура решила не использовать. Когда мы попросили предоставить нам эту запись, нам сказали, что она утеряна". Набиев был свидетелем по делу Нурпаши Кулаева, единственного выжившего захватчика заложников, вспоминает Марина Литвинович - активистка оппозиции, создавшей сайт "Правда Беслана". "Но он не говорил настолько откровенно", - сообщает она.
В прокуратуре Северной Осетии, рассматривающей дело, заявили, что еще не видели запись и поэтому не могут подтвердить ее подлинность.
Тем временем, близкие жертв подали запрос в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с требованием опровергнуть официальную версию.