Смена собственника или ренационализация: судьба российского нефтяного концерна "Русснефть" показывает, что частным российским нефтяным компаниям приходится туго
Как уже сообщала STANDARD на прошлой неделе, над Михаилом Гуцериевым, собственником занимающего приблизительно 9-е место российского нефтяного концерна "Русснефть" (не путать с государственным лидером отрасли "Роснефтью"), уже тогда явственно навис дамоклов меч. И вот 49-летний олигарх, который в рейтинге российского Forbes занимает 31-е место с капиталом в 3 млрд долларов, заявил о том, что отдает концерн, чтобы тот не повторил судьбу нефтяного концерна ЮКОС, который в буквальном смысле был разделан на филейные части.
Как пишет бизнесмен в статье, опубликованной в собственной газете компании, ему сначала предлагали уйти из нефтяного бизнеса "по-хорошему", однако после отказа компанию подвергли "беспрецедентной травле" с целью сделать ее более сговорчивой. Начиная с 2002 года посредством целенаправленных приобретений Гуцериев расширял свой бизнес.
Под "травлей" он подразумевает обвинения прокуратуры в свой адрес в связи с незаконным предпринимательством и уклонением от уплаты налогов. Кроме того, на Гуцериева был наложен запрет на выезд, акции его компании заморожены, и ей предъявлены дополнительные налоговые требования, подтвержденные судебным решением, на сумму в 100 млн евро.
Насколько обоснованно, трудно судить. Наблюдатели полагают, что за отсрочкой стоит сделка между Гуцериевым и представителями государства вокруг сценария его выхода из бизнеса. Примечателен тот факт, что проблема Гуцериева, чеченца по национальности, который выступал против политики Кремля на Кавказе, начались еще в прошлом году, когда он без разрешения государственной власти начал скупать части ЮКОСа.
Российские СМИ в один голос утверждают, что нового собственника компании зовут Олег Дерипаска, - это 2-й номер среди богатейших русских, который считается одним из самых агрессивных скупщиком акций. Недавно он приобрел акции австрийской компании Strabag, австро-канадской Magna, а также немецкой Hochtief. По сообщениям Wirtschaftswoche, Дерипаска нацелился и на Jaguar, дочернюю компанию концерна Ford, а также и на Land Rover. В качестве цены, которая будет отдана за "Русснефть", фигурирует сумма в 9,5 млрд долларов, Гуцериев получит на руки 3 млрд долларов. При этом стоимость концерна оценивается в 7-12 млрд евро.
Остается только догадываться, будет ли Дерипаска обосновываться в нефтяном секторе или продаст "Русснефть" одному из государственных концернов. Наглядно просматривается перспектива, что после этого случая большинство независимых нефтедобывающих компаний могут поменять владельцев. Аналитик "КИТ Финанс" Константин Черепанов говорит о "политизированном секторе экономики".
"В ближайшее время практически не останется мелких нефтяных компаний", - пишет в интернет-издании Gazeta.ru Александр Разуваев, начальник отдела рыночного анализа Собинбанка: "На наш взгляд, в ближайшие годы все основные активы России будут поделены между "Роснефтью" и "Газпромом". По словам Разуваева, стоит ожидать слияния "Роснефти" с 4-м в отрасли "Сургутнефтегазом". Непоглощенным останется, по всей видимости, только второй по величине частный "Лукойл", который ведет себя в отношении государственной власти всегда "правильно". Третий по величине совместный британо-российский нефтяной концерн TNK-BP недавно потерпел убытки, когда был вынужден за гроши уступить "Газпрому" гигантское Кавыктинское газовое месторождение.