При первой встрече в Кэмп-Дэвиде, когда лидеры знакомились друг с другом поближе, президент Буш рассказал Гордону Брауну о забавном происшествии: дескать, один из сотрудников Белого дома, знакомя его с послужным списком нового британского премьера, сообщил, что это некогда знаменитый игрок в регби - спутал Брауна с его тезкой, который был форвардом "Бритиш лайонс" в 1970-х. Такова, по крайней мере, версия, которую изложил репортерам Дамьен Макбрайд, политический советник Брауна.
"Это неверно", - ответил пресс-секретарь Буша Гордон Джондроу, когда его попросили прокомментировать историю. Сотрудник, информировавший Буша о британском премьере, знал, что существует два Гордона Брауна.
Подобные расхождения были вообще характерны для этого дня. Браун провозгласил Афганистан "передовой линией фронта в борьбе с терроризмом" - вразрез с часто звучащим утверждением Буша о том, что "центральным фронтом" в этой битве является Ирак. Притом что Буш страстно обличал террористов как "зло", Браун охарактеризовал терроризм как "преступление".
Буш назвал атмосферу их встреч "непринужденной" и "расслабленной", а Браун нашел их "насыщенными и откровенными", что на языке дипломатов означает "непростые".
По причинам внутриполитического плана Браун должен был доказать, что, в отличие от своего предшественника Тони Блэра, не "сросся бедрами с Бушем" (по выражению одного из министров самого Брауна).
Другие члены кабинета Брауна порицают Буша за "односторонность" его политики и даже критикуют то, как он пользуется выражением "война с террором". В выходные лондонская Daily Telegraph сообщила, что Браун "не будет пуделем Соединенных Штатов", подразумевая фатальную верность Блэра Бушу. И Браун оправдал эти ожидания.
Буш и Блэр впервые встретились лично 77 месяцев тому назад, тоже в Кэмп-Дэвиде. Буш был одет в куртку-"пилот", Блэр - в джемпер с треугольным вырезом. Буш говорил об их общей любви к спорту и недавнем открытии, что оба чистят зубы пастой "Колгейт".
На сей раз два лидера предстали перед телекамерами при полном параде - в чопорных деловых костюмах, хоть и находились жарким летним утром на дорожке для гольф-картов в президентской загородной резиденции. Буш, расположенный шутить, затрагивал такие темы, как соревнования по боулингу среди сотрудников, и даже рискнул мимоходом напомнить о давней истории с зубной пастой.
Браун, напротив, стоял как столб и сосредоточенно зачитывал заранее подготовленный текст - одну фразу, которую он скомкал, ему пришлось повторить - по крайней мере, пока ветер не унес одну из его бумажек.
Лидеры держались друг с другом несколько церемонно с момента, когда вечером в воскресенье Браун прибыл в Кэмп-Дэвид на вертолете. Микрофон телевизионщиков уловил их диалог.
Браун: "Я очень рад попасть в Кэмп-Дэвид. С этим местом связано столько исторических событий. Вы сюда нередко приезжаете?" - Буш: "Приезжаю. Часто".
Президент осыпал своего нового коллегу комплиментами, примерно так, как ранее Блэра. "Я охарактеризовал бы Гордона Брауна как принципиального человека, который действительно хочет что-то сделать", - заявил он. Буш дал высокую оценку "силе духа" Брауна, прошедшей испытание трагедией в семье, и даже отметил чувство юмора, которое не ощущалось, когда Браун выступал. "Это не угрюмый шотландец, - заверил Буш. - В действительности он шотландец с юмором".
Браун не подхватил этот тон. Учтиво, но без приветливости он воздержался от комплиментов Бушу, предпочтя традиционное выражение об "особых взаимоотношениях". Самым громким выражением признательности со стороны Брауна была фраза: "Я очень благодарен вам за гостеприимство".
Британец был достаточно тактичен, чтобы, демонстрируя свои разногласия с Бушем относительно политического курса, указать на их тонкие нюансы. Меж тем как Буш возложил вину за насилие в Ираке исключительно на "Аль-Каиду" - на прошлой неделе в течение одного выступления об Ираке он 95 раз упомянул эту террористическую организацию - Браун попытался рассмотреть вопрос в более широком контексте: "В Ираке мы имеем дело с вооруженными столкновениями шиитов и суннитов, мы имеем дело с вмешательством Ирана, но мы определенно имеем дело и со значительным числом террористов "Аль-Каиды".
Журналисты попытались спровоцировать более открытую дискуссию. Джим Рутенберг из New York Times поинтересовался отношением Брауна к войне с террором - тема щекотливая, поскольку член кабинета Брауна заявил, что это выражение лишь усиливает позиции террористов. Браун ответил, что "мы ведем борьбу с терроризмом, которая будет длиться при жизни целого поколения", а также добавил: "В борьбе с терроризмом мы единодушны, и эту борьбу мы будем вести со всей решимостью". Но он вновь избегал произносить слово "война".
Так как преемник Блэра отказался ему подыграть, Буш стал развлекаться за счет журналистов. Перед тем как удалиться с места пресс-конференции, президент посоветовал корреспонденту BBC Нику Робинсону: "Лучше прикройте свою лысую голову". "Я и не подозревал, что вы беспокоитесь о моем здоровье", - заметил Робинсон. "Ничуть не беспокоюсь", - парировал Буш.
Президент поздравил Рутенберга с 38-летием, а затем сказал Брауну: "Это удивительная страна, Гордон, - парень, которому нет и сорока, задает нам с вами вопросы". "В моем кабинете есть шесть человек моложе 40 лет", - ответил Браун. "Наверно, вы себя чувствуете ужасно старым", - предположил Буш.
56-летний Браун, вероятно, почувствовал себя еще старше после кэмп-дэвидского меню. В воскресенье вечером на ужин подали говяжью вырезку, горошек с копченой ветчиной и шоколадно-ореховые пирожные.
Утром в понедельник завтракали яичницей с беконом, а ленч представлял собой чизбургеры, картофель-фри, луковые кольца и банановый пудинг. В британской прессе встречу назвали "Ростбифовый саммит". Но удивляться тут нечему: регбисты любят покушать.