Российский инвестор в интернет, заработавший миллиарды долларов на социальных сетях, учредил самую щедрую ежегодную премию в истории науки, пишет The Guardian.
Юрий Мильнер, сколотивший состояние на инвестициях в Facebook, Twitter, Zynga и Groupon, основал серию наград за достижения в сфере фундаментальной физики.
"Каждая награда составляет 3 млн долларов, что значительно превышает размер Нобелевской премии, в прошлом году составившей 1,1 млн долларов", - пишет автор статьи Иэн Сэмпл.
Мильнер, у которого недвижимость в Силиконовой долине и в Москве, объявил девять имен лауреатов премии, в числе которых есть и выходцы из России. В общей сложности премия составляет 27 млн долларов. Ее лауреатами стали Нима Аркани-Хамед, Алан Гут, Алексей Китаев, Максим Концевич, Андрей Линде, Хуан Малдасена, Натан Сайберг, Ашок Сен и Эдвард Виттен.
Теперь эти девять человек образуют комитет, чтобы выбрать победителя или победителей на следующий год. Премия Мильнера будет вручаться в первом квартале каждого года, в отличие от Нобелевской премии, которая вручается в октябре.
В интервью The Guardian Мильнер сказал, что премия предназначается для "величайших умов, работающих в сфере фундаментальной физики", особенно за последние достижения. Сделав упор на последних достижениях, Мильнер выразил надежду, что премия поможет физикам, которые в настоящее время активно занимаются исследовательской деятельностью и способны сделать большой вклад в науку в будущем, говорится в статье.
Лауреаты Нобелевской премии в области фундаментальной физики зачастую находятся на закате карьеры, так как на опытное доказательство теоретических достижений уходят десятилетия, поясняет корреспондент.
По словам Мильнера, новая премия не будет конкурировать с Нобелевской и отличается от нее принципиальным образом. Она может вручаться более молодым ученым, так как опытное подтверждение теоретических достижений не требуется. И, в отличие от Нобелевской премии, которая может делиться максимум между тремя учеными, премия Мильнера не предполагает подобных ограничений.
Отвечая на вопрос, сознательно ли он сделал так, чтобы премия превышала Нобелевскую, он сказал: "Лучшие умы в фундаментальной физике требуют признания. Нет математической формулы, по которой я пришел к этой цифре, но я хотел дать знать людям, что фундаментальная физика важна, поэтому сумма должна быть существенной".