"Мы два народа, погрязшие в насилии и ненависти, но нельзя жить со шпагой в руках, мир - единственный выход", - говорит известный израильский писатель и интеллектуал Давид Гроссман, потерявший сына на войне против "Хизбаллы" в 2006 году, пишет La Repubblica.
Отвечая на вопрос журналиста издания Франческо Миммо, как воспринимают в Израиле начавшиеся переговоры с палестинцами, Давид Гроссман сказал: "Мы боимся надеяться после стольких провалов, такого насилия между двумя народами, после бесконечных подозрений лидеров и народов, что шаги противной стороны - лишь рекламный ход, обман, ловушка. Производит поистине угнетающее впечатление, когда то, что должно быть моментом надежды на новое начало, переживается как начало боя до последней капли крови борцов".
"Но мы все же надеемся, и эта надежда связана с тем, что международное давление как будто начинает действовать на Нетаньяху. Мне кажется, - сказал Гроссман, - что Нетаньяху и Джон Керри решили действовать решительно, смело и не позволить обеим сторонам в очередной раз уйти от прямой встречи, лицом к лицу. Соединенные Штаты полны решимости, как и Европа. Я полагаю, что резолюция ЕС, направленная на бойкот продуктов, произведенных израильскими поселенцами, должна была появиться еще 20 лет назад. Но хорошо, что она все же появилась, - она глубоко потрясла Нетаньяху и многих членов правительства. (...) Правительства всегда занимают более экстремистские позиции, чем народ. Это немного странный феномен", - замечает писатель.
"Судя по опросам общественного мнения, население может согласиться на определенных условиях с решением, которое приведет к отделению от палестинцев. Мне кажется, что данный факт начинает укореняться в сознании Нетаньяху. Нельзя исключать, что переговоры закончатся ничем, так бывало не раз. Обе стороны питают огромные взаимные подозрения, оба лидера знают, что в конечном счете им придется принимать болезненные решения - возможно, опасные для них лично. Не знаю, как может сложиться судьба палестинского лидера, который поставит свою подпись под отказом от "права на возвращение", однако в нашей истории имеется опыт покушения на лидера, который осмелился затронуть некоторые "священные ценности" правых", - говорит Гроссман.
"У меня пока не сложилось впечатление, что оба лидера в состоянии дойти до нужной глубины, чтобы положить конец конфликту. (...) На данном этапе как израильтяне, так и палестинцы чувствуют, что от них требуются большие жертвы, но, быть может, в конечном итоге они поймут, что получат что-то взамен, что их жизнь улучшится", - указывает израильский писатель.
"Потеряв надежду, мы обречены жить и умереть со шпагой в руке. Но тот, кто живет со шпагой в руке, в конце концов допустит ошибку и погибнет от шпаги. По моему мнению, мир остается глубочайшей необходимостью для обоих народов, а также единственной дорогой для начала процесса оздоровления народов, обществ и культур", - уверен Давид Гроссман.