"Алексей Венедиктов, один из самых видных российских журналистов, никуда не выходит без телохранителя и не отвечает на звонки по мобильному телефону, так как опасается, что его местонахождение отследят", - пишет журналист Reuters Тимоти Херитейдж. Предосторожности не выглядят неуместными в стране, где в этом десятилетии были убиты не менее 17 журналистов, а также для главного редактора радиостанции, которую президент Путин обвинил в том, будто она "поливает его поносом с утра до вечера", - отмечает автор.
"В ситуации, когда государственные СМИ ведут полномасштабную информационную войну в связи с кризисом на Украине, независимые СМИ вроде "Эха Москвы" борются за выживание и опасаются, что удавка на их шее стягивается", - говорится в статье.
Редакторы таких СМИ сказали в интервью, что редко ощущают прямой нажим, но у Кремля есть финансовые, законодательные и судебные рычаги. Редакторы "говорят о запугивании и травле рекламодателей", пишет автор.
Критики обвиняют Путина в форсировании кампании по удушению инакомыслия, подавлении гражданского общества и использовании СМИ как политического оружия ради сохранения власти и влияния на общественное мнение. Кремль отрицает эти обвинения, отмечает издание.
Существование немногочисленных СМИ, критикующих власть, помогает Путину отражать упреки, что в России нет свободы прессы, а оппозиции дает возможность "выпустить пар", рассуждает автор.
Одним из первых шагов Путина после прихода к власти в 2000 году стало восстановление контроля Кремля над СМИ, считает автор.
"Теперь большая часть российских СМИ принадлежит государству либо частным лицам и компаниям, лояльным к Путину", - сообщает он.
Несмотря на жесткий контроль, Венедиктов говорит, что власти лишь изредка ("иногда за чаем, иногда за водкой, иногда за коньяком") дают ему знать, что порицают освещение событий его радиостанцией.
"Непрямой нажим - явление гораздо более распространенное", - говорится в статье. В прошлом году российское ведомство, регулирующее деятельность СМИ, сделало "Эху Москвы" предупреждение. Второе предупреждение означало бы закрытие радиостанции.
"Венедиктов сказал, что лояльная к Путину компания "Газпром-медиа", владеющая контрольным пакетом радиостанции, не в силах сместить его с поста главного редактора, так как потребовалась бы поддержка его журналистов. Но он ощущает экономический нажим: рекламы стало меньше, рекламный отдел сокращен", - говорится в статье.
Со своей стороны, "Газпром-медиа" указывает на тот факт, что Венедиктов сохраняет свой пост и продолжает критиковать власти, как на доказательство уважения к свободе прессы.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что редакционная политика "Эха Москвы" "никогда не была помехой для нормальных деловых коммуникаций" Путина с этой радиостанцией, в том числе с Венедиктовым.
Главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац говорит, что ее удивляет вопрос, почему Путин разрешает существовать некоторым независимым СМИ.
"Россия - не тоталитарное государство", - пояснила Альбац, хотя у Кремля есть много способов надавить на критиков. "Если ты лоялен [к Кремлю], ты получишь рекламу. Если ты не лоялен, не получишь", - сказала Альбац.
"По ее словам, три года назад полиция провела обыск в The New Times, она сама однажды нашла в своем жилище подслушивающее устройство. В интервью в своем офисе она добавила, что не сомневается, что "этот разговор слушает еще пара человек", - пишет автор.
The New Times кое-как сводит концы с концами благодаря спонсорам, розничной продаже и подписке.
Независимый телеканал "Дождь" сильно пострадал финансово, когда кабельные операторы в унисон аннулировали контракты с ним.
Канал также обнаружил, что арендодатели больше не желают иметь с ним дело. Некоторое время канал вещал из квартиры сотрудника, потом нашлась студия.
"У меня сейчас все нормально, потому что мы работаем, - сказала в интервью гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева. - Если говорить о более широком контексте, тяжело, не только в политическом, но и в экономическом плане". По ее словам, канал продержался благодаря подписке и введению платы за просмотр в интернете.
"Над другими ведущими независимыми СМИ нависла угроза в связи с законом, который запретит иностранцам владеть более чем 20% в российских СМИ", - отмечает издание, упоминая о газете "Ведомости".
Между тем в распоряжении Путина - почти что "армия СМИ", считает автор. "По словам источников в СМИ, некоторые новостные издания, совсем, как в СССР, имеют прямую телефонную линию в Кремль, а главные редакторы участвуют в регулярных встречах с кремлевскими чиновниками для обсуждения контента", - говорится в статье.
Дмитрий Муратов, редактор "Новой газеты", сказал, что большая часть российских СМИ просто сделалась "инструментами массовой пропаганды и манипуляций".
В марте его газета заявила, что из-за нехватки денег, возможно, перестанет выходить на бумаге. Но пока она выходит.
В редакции "Новой газеты" висят портреты шести журналистов, убитых с 2001 года. Журналистка Елена Милашина в мае покинула Чечню "после того, как некий пограничник предостерег, что ее жизнь в опасности" (формулировка автора).
И все же Муратов говорит: "Если у этой страны есть будущее, оно есть и у независимых СМИ".