Приезжать в Берлин в качестве американца накануне следующей немецкой национальной политической кампании - это возвращаться назад во времени к нашему собственному недавнему прошлому, до того, как взломы и сливы WikiLeaks привели к парализующей дискуссии о том, вмешалась ли Россия в наши президентские выборы, пишет Джим Рутенберг в американском издании The New York Times. Приехав в столицу Германии на позапрошлой неделе, автор застал политические круги страны сидящими на иголках, ожидающими подрывных сливов, но не знающими, когда они произойдут и произойдут ли вовсе. "Группа хакеров ("не мы", говорят русские; "да, вы", заявляют немцы) сидела на огромном кладезе политических секретов, собранных за последние пару лет", - повествует журналист.
Рутенберг напоминает, что их первая большая атака - на Бундестаг, немецкий парламент - произошла в 2015 году. Она загребла примерно 16 Гб электронных писем и цифровых файлов из, по крайней мере, 16 офисов членов Бундестага, включая, как полагают чиновники, и офис канцлера Ангелы Меркель. "С тех пор киберворы нанесли удары по аналитическим центрам, связанным с ее партией, ХДС, и с ее младшими партнерами по коалиции, Социал-демократической партией Германии", - говорится в статье.
Пока эти данные не были обнародованы, но, если они просочатся, Германия столкнется с тем же испытанием, которому подверглась Америка прошлой осенью, отмечает журналист. "Более конкретно, немецкие СМИ столкнутся с испытанием, схожим с тем, с которым столкнулись американские СМИ, - уточняет автор. - Мне пришлось задаться вопросом: справятся ли они лучше, чем мы? И, прежде всего, следовало ли нам сделать это лучше?"
"Штаб Клинтон, ее сторонники и даже некоторые в самих СМИ жаловались, начиная с прошлого лета, что американские новостные организации были слишком готовы сделаться орудием враждебной иностранной державы, радостно перепечатывая электронные письма Национального комитета Демократической партии и советника Клинтон Джона Подесты, которые, по словам чиновников разведки, были плодами российского взлома", - пишет автор.
У такой точки зрения, продолжает корреспондент, есть приверженцы и в Германии, включая главного редактора влиятельного немецкого журнала Der Spiegel Клауса Бринкбоймера. "Я бы не стал говорить, что американские СМИ потерпели неудачу, но, по правде говоря, я согласен, когда говорят, что они были превращены в оружие и использованы, как ни грустно это заявить", - отметил Бринкбоймер, беседуя с автором по телефону из редакции в Гамбурге.
"Он появился очень быстро и очень-очень скоро, и, конечно же, за ним стоял план, и я не уверен, что каждый журналист, использовавший этот материал, понял, что за ним стояло", - добавил главред Der Spiegel.
Если вдруг электронные письма, украденные похожим образом, попадут к более ручным немецким СМИ, Der Spiegel не будет использовать никакую информацию, которую журналу не удастся проверить независимым образом, заявил Бринкбоймер автору. "Мы хотим быть не максимально быстрыми, а максимально честными и искренними - это означает, что спешки не будет", - добавил главный редактор.
Издатели крупнейшей немецкой газеты Bild планируют пойти дальше, продолжает корреспондент. "У нас будет специальный тизер, а в тизере будет заголовок, гласящий: "Взломано", - потому что "взломано" - более известное слово в Германии, чем "слито", - рассказал автору в редакции газеты заведующий отделом политики Юлиан Рёпке.
"А затем, - продолжил Рёпке, - каждый параграф, где мы используем слитую информацию, будет у нас красного цвета. Таким образом, у нас будут черные и красные абзацы, и под ними мы напишем что-то вроде: "Информация, выделенная красным, была слита, чтобы манипулировать вашим мнением об этом человеке".
По словам журналиста, решения Bild частично основывались на том, что произошло в США, хотя он заявил, что не осуждает зарубежных коллег. "Я думаю, мы бы совершили те же ошибки, потому что это было в самом начале и в действительности еще не было известно, что происходит", - передает автор слова Рёпке.
"Есть ли, в самом деле, в материале что-то стоящее - есть ли скандал, о котором нужно написать - вот каков самый главный вопрос", - отметил в беседе с корреспондентом Марсель Розенбах, журналист, пишущий о кибербезопасности в Der Spiegel. "В этом случае, - считает Рутенберг, - пылкие надежды немецких СМИ на то, что они справятся с украденными данными, столкнутся с подлинным испытанием".
"Исходя из истории и из всего, что мне известно о журналистах повсюду, они опубликуют, - предрекает автор. - Это, в конце концов, обязанность свободной прессы. Но правильно подать информацию означает подать ее целиком, включая случай, когда сливы являются частью подозреваемого государственного действия, нацеленного на то, чтобы повлиять на общественное мнение".
"Если мы чему-то и научились, так это тому, что ответом на информацию, использованную в качестве оружия, является большее количество информации - в качестве тропы к правде. И, да, мы можем с этим справиться", - подытоживает журналист.