Главный редактор независимой радиостанции "Эхо Москвы" о политических перспективах России
- Как долго еще сможет вещать " Эхо Москвы"?
- Это вы должны спрашивать не у меня, а у господина Путина.
- Может ли радиостанция закрыться, к примеру, уже завтра?
- Завтра, скорее всего, нет, но в этом году, возможно. Поправки к действующему на настоящий момент закону о печати, которые предлагает прокремлевская партия "Единая Россия", имеют своей целью усиление влияния государства на независимые средства массовой информации. Я не знаю, как долго мы сможем выдержать в этих условиях.
- Но, собственно, почему? Как показали результаты думских и президентских выборов, воздействие постоянной критики прокремлевской партии и Путина, звучавшей в ваших передачах, было минимальным.
- В противоположность телевидению мы примерно с 500 тысячами радиослушателей действительно не являемся "выборным оружием". И, в действительности, это одна из причин, почему мы продолжаем существовать. Кроме того, мы для людей Кремля являемся важным источником информации, а также местом, где они могут вести дискуссии. И, в конце концов, мы служим доказательством Западу, что свобода прессы в России все еще существует. Впрочем, радиостанция - это предприятие, которое приносит прибыль. Поэтому нас нельзя объявить банкротом, как в свое время это случилось с независимыми телекомпаниями НТВ и позже - с ТВС. Это означает, что наше закрытие будет иметь политические мотивы.
- Уже за несколько месяцев до президентских выборов было ясно, что Путин выиграет их с большим преимуществом. Тем не менее другим кандидатам сильно мешали в проведении их предвыборных кампаний. Зачем это было нужно Путину?
- Я думаю, президент и его команда хотели превратить выборы во что-то вроде клятвы верности избирателей. Я полагаю, он планирует непопулярные реформы. Он хочет отменить социальные льготы, например, медицинское обслуживание и образование в будущем станут платными. Избиратели, которые за него проголосовали, тем самым будут вынуждены разделить с ним ответственность за это.
- Не поэтому ли Путин отказался от теледебатов с другими кандидатами?
- Если бы Путин принял участие в теледебатах, он должен был бы огласить эти непопулярные планы. Тогда бы он, вероятно, потерял 20 или даже 30% голосов. Впрочем, курс Путина во время его второго срока существенным образом будет зависеть от цен на нефть. Если они останутся высокими, пожалуй, мало что изменится. Если же цены все-таки упадут, Россия сможет продержаться на прежнем уровне самое большее десять месяцев. Тогда Путин окажется перед дилеммой: либо открыть границы и принимать западные кредиты, предварительным условием которых будет соблюдение демократических законов, либо закрыть границы, наплевать на Запад и получить необходимые деньги посредством массовой национализации.
- Что должны делать российские либералы?
- В первую очередь, должны появиться новые имена и новые лица. Я вижу хорошие политические перспективы для гроссмейстера Гарри Каспарова, который в последнее время проявляет все большую активность на праволиберальном фланге. У него для этого наилучшие предпосылки: он имеет ясные политические взгляды, которые он к тому же убедительно защищает, у него развито стратегическое мышление, и, как предприниматель, он имеет безупречную репутацию.
Алексей Венедиктов, 48 лет, бывший учитель истории, в 1990 году стал одним из соучредителей влиятельной радиостанции "Эхо Москвы". С 1998 года он является главным редактором радиостанции, которая в сегодняшней России входит в число немногих критических средств массовой информации.