История, которую боятся публиковать в Великобритании. Издание книги отменено. Законы о клевете подавляют свободу слова.
Крупнейшее издательство Random House отказалось от издания книги, автор которой расследует связи между богатыми саудовцами и американскими политиками - из-за развитой практики "судебного туризма" в среде богатых иностранцев и непомерных штрафов за клевету.
Адвокаты, специализирующиеся на делах о клевете, душат свободу слова, заявил вчера вице-президент Random House Саймон Мастерс.
Издание в Британии книги американца Крейга Унгера "Династия Бушей, династия Саудов" было отменено, так как издательство Secker and Warburg, филиал Random House, считает, что больше не может позволить себе рисковать.
Часть книги посвящена деятельности саудовского миллиардера Халида бен Мафуза, ведущего с США словесную войну, в ходе которой его публично обвиняют в причастности к финансированию Усамы бен Ладена.
Унгер устанавливает связи между бен Мафузом и исламскими фундаменталистами. Но новым параметром его исследования является то, что он анализирует связи техасских бизнесменов из окружения Буша с родственниками бен Мафуза и другими богатыми саудовцами.
Тезис Унгера сводится к тому, что многолетнее желание американских политиков запустить руки в саудовские деньги может вредить решимости Буша бороться с терроризмом. "Никогда раньше американский президент не был так тесно связан с иностранным государством, которое поддерживает и финансирует смертельных врагов нашей страны".
О правомерности этого утверждения американская читающая публика сможет судить самостоятельно. В год выборов в США книга становится бестселлером. Но в Британии вице-президент Random House отрицает, что отказ от издания является "малодушием и ненужной самоцензурой".
Саймон Мастерс заявил, что британские законы о клевете нелепы, и ситуация ухудшилась после того, как недавно богатый саудовец, ошибочно обвиненный в причастности к финансированию террористов, выиграл процесс, в ходе которого о защите общественных интересов просто забыли.
Ситуацию с "судебным туризмом" богатых иностранцев, которых привлекают драконовские законы о клевете, по его словам, усугубляет "готовность некоторых юридических фирм браться за дела, где в случае проигрыша клиент не платит. Если фирмы добиваются успеха, они выставляют клиентам огромные счета, при этом судебные издержки, помимо компенсации за ущерб, оплачивает ответчик".
Репутация
Он назвал эту систему позорной. Иски о клевете отнимают много времени и очень дорого обходятся, "намного дороже, чем издатель может выручить от продажи книги". По его словам, такая система "душит свободу слова".
Британская адвокатская фирма Kendall Freeman, представляющая интересы Мафуза, вчера заявила, что у ее клиента "не было иной возможности, кроме подачи иска, защитить свою репутацию в нашей стране".
Бен Мафуз, унаследовавший свое огромное состояние от отца-банкира, пачками подает в Британии иски о клевете и успешно добивается опровержений и компенсаций. Он заявляет, что терроризм вызывает у него и членов его семьи отвращение, а от терактов 11 сентября они были в ужасе.
Как утверждает Унгер, связи с техасскими политиками восходят к 1970-м годам. Местным партнером бен Мафуза и его близкого друга Салима бен Ладена был бизнесмен Джим Бат.
Оба молодых человека были богатыми наследниками. Бен Ладен был старшим братом Усамы бен Ладена, который спустя много лет стал самым ненавистным в мире террористом.
В 1977 году бен Мафуз, Бат и Джон Коннолли (бывший министр финансов) купили Main Bank в Хьюстоне.
В 1982 году, утверждает автор, бен Мафуз и его братья, при участии Техасского коммерческого банка строили небоскреб в Хьюстоне. Банк был семейной фирмой Джеймса Бейкера, бывшего главы администрации Белого дома.
По его словам, в 1987 году друг бен Мафуза, саудовец Абдулла Таха Бакш, помог молодому Джорджу Бушу и его нефтяной компании Harken Energy, купив 17% ее акций. Позже, уже в 1990 году, премьер-министр Бахрейна Халифа бен Салан аль Халифа предоставил Harken права на бурение морских скважин. Премьер Бахрейна был акционером подозрительного банка BCCI, 30% акций которого принадлежало бен Мафузу.
В 1995 году, утверждает Унгер, двое сыновей бен Мафуза инвестировали 30 млн долларов в Carlyle Group - фирму, связанную с семьей Буша.
В своей книге Унгер описывает своеобразную эксплуатацию богатых саудовцев, зачастую связанных с американскими и британскими политиками, на протяжении последних 30 лет.
Бен Мафуз подчеркивает, что он никогда не финансировал Harken ни сам, ни через посредников.
Но спорной книгу делает связь этого феномена с финансированием терроризма. Унгер обвиняет бен Мафуза в том, что тот жертвовал деньги Усаме бен Ладену.
У бен Мафуза есть на это ответ: он утверждает, что в 1988 году брат Усамы Салим попросил его перечислить Усаме более 270 тыс. долларов. Он полагал, что деньги пойдут на Афганистан. Тогда, отмечает он, это полностью согласовывалось с американской внешней политикой.
"Это пожертвование должно было помочь сопротивлению советской оккупации в Афганистане, и речь никогда не шла о "распространении" сопротивления на другие страны".
У Мафуза есть ответ и на обвинения в том, что учрежденный им в 1991 году исламский благотворительный фонд Muwafaq продолжал переводить деньги "Аль-Каиде". По его словам, он об этом не знал и поручил юристам расследовать деятельность фонда.
Что касается его Национального коммерческого банка, адвокат бен Мафуза заявил: "Будучи менеджером высшего звена, Халид бен Мафуз, конечно, не знал о каждом переводе, который осуществлялся через банк. Если бы он знал о переводе средств на финансирование "Аль-Каиды" или терроризма, он бы этого не допустил. У Халида бен Мафуза никогда не было оснований считать, что члены саудовской королевской семьи переводят средства мусульманским благотворительным организациям, которые финансируют "Аль-Каиду".
Унгер утверждает также, что Салих Идрис, владелец суданской фармацевтической фабрики, якобы принадлежащей "Аль-Каиде" и разбомбленной американцами в 1998 году, был связан с бен Мафузом, являясь одним из менеджеров его банка.
Бен Мафуз отвечает: "Администрация Клинтона утверждала, что фабрику финансирует бен Ладен, исходя из ошибочного мнения, что она принадлежит суданской правительственной корпорации. От этой точки зрения отказались после того, как было установлено, что ее владельцем является Идрис. Администрация обвинила Идриса в связях с терроризмом и заморозила его счета. Но отстаивать это утверждение в суде американцы отказались, и активы Идриса разморозили. В мировых СМИ утвердилось мнение, что удар по фабрике стал результатом ошибки".