Ощущение тоски по безопасности, в отличие от потребности в безопасности, соответствующей реальным угрозам, существует. То, что чувства такого рода могут быть движущей силой политики, доказывают восторженные отклики, исходящие из входивших ранее в состав или сферу влияния Советского Союза государств, которые в понедельник стали членами НАТО. То, что для этих государств от сегодняшней России не исходит никакой военной угрозы, не имеет значения на фоне страхов, обусловленных их историческим опытом.
К сожалению, НАТО в его сегодняшнем виде вообще не в состоянии удовлетворить, хотя бы на символическом уровне, потребность в безопасности, ощущаемую новыми членами. Вместо этого, торжественно принятые в НАТО, они благодаря президенту США оказываются на службе у американской политики в Ираке. При этом именно доктрина Буша о "международной войне против террора" в самовластном определении как целей войны, так и методов борьбы фактически развалила систему НАТО как оборонительного союза. США несут новым членам НАТО не безопасность, а конфронтацию все с новыми и новыми силами зла, назначенными США, без единого шанса остаться в стороне, не говоря уже о соблюдении собственных интересов.
В соответствии с этим сценарием в стороне остаются не мнимые, а совершенно реальные проблемы безопасности, которые связаны с сегодняшним состоянием российских вооруженных сил. С 90-х годов мы знаем, что реальная военная угроза исходит не от эффективных, а от изношенных военных инструментов России. Самую большую угрозу представляет собой крайне изношенный атомный российский флот, а также его затопленные атомные ветераны. Но разве так важны экологические проблемы по сравнению с возможностью наслаждаться безопасностью, пригревшись на груди США?