Интервью с председателем Комитета Думы по международным делам Константином Касачевым
- В связи с расширением НАТО, о котором уже давно все известно в подробностях, вы заявили о "шагах недружественного характера по отношению к России". Не могли бы вы пояснить подробнее?
- Нынешняя волна расширения, конечно, имеет цель. Если речь идет об укреплении Альянса, дабы отвечать на новые вызовы и угрозы, Россия может только приветствовать этот процесс. Мы очень эффективно сотрудничаем с НАТО по ряду проблем. Россия заинтересована в сильном НАТО, которое способно решать крупные проблемы современности. Это ведь, в конце концов, и в интересах России.
- Тем не менее вы и российский МИД выдвинули резкие обвинения.
- Есть много вопросов, на которые Россия не получает ответа. Например, перенос американских баз из Германии на восток. Если бы они переносились в Болгарию или Румынию, мне бы это было понятно. С южного фланга исходят угрозы как для альянса, так и для России. Но зачем США сейчас понадобились базы в Польше? К тому же Польша весь свой военный бюджет 2002 и 2003 годов потратила на покупку немецких танков "Леопард-2" и американских самолетов F-16. Для борьбы с терроризмом такое вооружение не годится. То есть создается впечатление, что НАТО по-прежнему думает о защите от России.
- Вы имеет что-то против разведывательных полетов самолетов системы АВАКС?
- НАТО собирается применять разведывательные самолеты системы АВАКС в балтийских государствах на границе с Россией. Одновременно оно отказалось брать на борт российских наблюдателей, что было обосновано особой чувствительностью балтийских государств по отношению к России. Самолеты АВАКС могут вести глубокую разведку, вплоть до Москвы. Спрашивается, для чего?
И самое важное: НАТО затягивает ратификацию договора от 1999 года об обычных вооружениях в Европе. Одновременно оно принимает четырех новых членов, которые не являются участниками договора и поэтому не подпадают под ограничения обычных вооружений. Само НАТО, так же как и Россия, придерживается ограничений. А в этих четырех государствах теоретически могут появиться обычные вооружения в неограниченном количестве.
- Вы в самом деле этого опасаетесь?
- Не в этом дело. Существует политическая и военная оценка положения. Как политик, я не думаю, что это произойдет. Однако наши военные всегда, когда появляются сомнения, ставят вопрос об ответных действиях. Сейчас в Думе идут активные дебаты по этому поводу. Действия НАТО - это подарок российским "ястребам".
- Но ведь Россия в других странах - Грузии и Молдавии - тоже не спешит выводить войска.
- Всегда, когда мы настаиваем на ратификации договора об обычных вооружениях, нас обвиняют в том, что мы не исполним наши обязательства в Грузии и Молдавии. В Молдавии мы потому, что нас попросили. Из Грузии мы в 2002 году вывели базы к Гудауте и Азиани в соответствии со сроком. Остальные две базы не входят в стамбульский протокол. Лишь в приложении написано, что Россия и Грузия путем переговоров должны прояснить функционирование этих баз. Хотя там нет слова "вывод", мы все равно выведем свои войска. Но это вопрос двусторонних отношений.
- В Москве любят ссылаться на военных, дабы обосновать ужесточение политики. Но разве внешней политикой не должны заниматься политики?
- По конституции внешнюю политику определяет президент, роль парламента ограничена. Однако, если военные докладывают президенту о дисбалансе вооружений в Европе, он это не будет игнорировать. У меня создается впечатление, что Запад считает Россию настолько слабой, что хочет диктовать ей свои особые рамочные условия. Это иллюзорно. Если озабоченности России игнорируются, то это провоцирует ответную реакцию.
- Однако сотрудничество России и НАТО ладится?
- Оно идет нормально. Модель "группы двадцати" лучше, чем предыдущая модель. Я надеюсь, что эта ситуация сохранится и после расширения НАТО и мы будет иметь "группу двадцати семи", а не двадцати шести плюс один.
- В пятницу президент Владимир Путин в Москве встречается с канцлером Шредером. Какие проблемы в двухсторонних отношениях еще не решены?
- Российско-германские отношения в положительную сторону отличаются от наших отношений с другими центрами власти, например, с Америкой. У нас существенно меньше проблем. Германия не раз демонстрировала свою готовность к партнерству. Напомню лишь о нашем сотрудничестве по химическому разоружению. Германия оказалась стратегическим партнером, а также опережает всех в таком вопросе, как облегчение визового режима.