Прокурор требует посадить Ходорковского на десять лет. Защита ожидает приговора не раньше мая
В спорном судебном процессе против основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского обвинение потребовало посадить его на десять лет. Разрушение российского энергетического концерна продолжается.
Это было выступление, которое Дмитрий Шохин, должно быть, долго репетировал. Во вторник, после продолжавшихся три четверти года слушаний дела против бывшего российского олигарха Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева прокурор Шохин наконец-то смог выступить перед судом с речью. Восемь с половиной часов прокурор перечислял мнимые преступления: от мошенничества и вымогательства, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег до создания преступного сообщества. В конце Шохин потребовал для каждого из подсудимых по десять лет заключения.
Обвиняемые, которые, как принято в России, следили за слушанием дела из маленькой клетки, расположенной в зале суда, уделили прокурору не много внимания. Лебедев, как сплошь и рядом во время процесса, разгадывал кроссворд. А Ходорковской улыбался и периодически качал головой. "Мы этого ожидали", - прокомментировал он требование прокурора.
"Преступления, совершенные подсудимыми, представляют повышенную опасность для общества", - резюмировал прокурор Шохин. На самом же деле Ходорковский, выступавший как в политическом, так и в экономическом плане все более независимо от воли Кремля, представлял опасность, скорее, для президента Владимира Путина. Одним из абсурдных кульминационных пунктов стало требование прокурора не наказывать Ходорковского и Лебедева за якобы мошенническую приватизацию "Апатита", когда-то государственного завода по производству минеральных удобрений.
Именно это мнимое преступление явилось для юстиции поводом, вокруг которого начало раскручиваться обвинение. Однако теперь, как сказал прокурор Шохин, истек срок давности события, свершившегося уже 11 лет назад, - защита вне зависимости от вопроса о виновности указывала на это еще в начале процесса.
Адвокаты Ходорковского ожидают приговора не раньше мая. В среду был осужден бывший подчиненный Ходорковского: Алексей Пичугин, глава службы безопасности созданного Ходорковским нефтяного концерна ЮКОС, за мнимое убийство был приговорен к двадцати годам лагерей - и это несмотря на то, что обвинение даже не смогло предъявить трупы жертв.
"Осуждение Пичугина было решением, принятым не в зале судебного заседания, а в Кремле, - говорит Владимир Прыбловский из политического фонда "Панорама". - Присяжные в декабре 2004 года уже собирались оправдать Пичугина ввиду неубедительности доказательств. Но судья распустил коллегию присяжных. Второе жюри решило вопрос о виновности Пичугина положительно - так, как того хотел Кремль".
Пока Ходорковский и Лебедев в ближайшие недели будут ожидать обвинительного приговора, начнется последний этап разрушения ЮКОСа. В конце 2004 года его наиболее ценная дочерняя фирма "Юганскнефтегаз" фактически была национализирована и за малую толику своей истинной стоимости передана государственному концерну "Роснефть".
Во вторник "Юганскнефтегаз" подал иск на свою бывшую материнскую компанию. ЮКОС, говорится в нем, не оплатил поставки нефти стоимостью в 62,4 млрд рублей, или 1,73 млрд евро. Ранее налоговые органы и суды потребовали от ЮКОСа выплаты якобы недоплаченных налогов в сумме 24 млрд евро.