Интервью с Али Агджой, турецким гражданином, в 1981 году стрелявшим в Папу Римского Иоанна Павла II
"Ватикан несет ответственность за покушение на Папу. Без помощи некоторых священников и кардиналов я бы не смог совершить это покушение. Дьявол обитает и в этих стенах". Еще одно шокирующее послание. Через несколько недель после очередной госпитализации Иоанна Павла II и на следующий день после объявления болгарского правительства о получении документов "Штази" Али Агджа вновь дал знать о себе. Он дал интервью газете Repubblica, выступив с серией разоблачений. Бывший Серый волк, в настоящее время отбывающий наказание в стамбульской тюрьме строгого режима Kartal Maltepe, написал уже 150 страниц своей книги, которая будет готова уже через два месяца. На Агдже спортивный костюм и спортивные ботинки. Он полностью поседел, но взгляд, как всегда, живой и внимательный. Он прекрасно владеет итальянским языком.
- Мехмет Али Агджа, вы стреляли в Папу. Скажете ли вы наконец, кто и почему вас направил?
- Почему я стрелял в Папу?.. Всевышний задумал это покушение. В ходе встречи в 1983 году в Ребиббия Иоанн Павел II сказал мне, что покушение было знаком Господним.
- Да, но сегодня тот же понтифик говорит о вас как о "профессиональном убийце", ведомом "мощной идеологией". Что вы можете ответить?
- Я люблю и уважаю польского Папу. И обвинения, которые звучат в его адрес в Ватикане, настоящий бред. Я видел, как совсем недавно кардинал Тонини назвал меня "призраком". Это просто слова сумасшедшего. Вот уж поистине, в Ватикане обитает дьявол. Без помощи священников и кардиналов я бы не смог совершить этот поступок. Ну хватит, я напишу обо всем об этом в моей книге.
- В тот день, когда вы должны были убить Папу, вы его только ранили. Почему?
- 13 мая 1981 года я хотел убить Папу и самого себя. И выполнить свою миссию.
- И какой была ваша миссия? Вы можете наконец представить окончательную версию того, что произошло и почему?
- Не существует никакой последней версии. 13 мая 1981 года никто на свете не знал о моих планах. Я точно помню, что происходило в последнюю минуту: передумал, решил ехать на вокзал Термини, чтобы вернуться в Цюрих 20-часовым поездом и жить в мире и спокойствии. Но в этот момент произошло чудо, я внезапно повернулся назад и выстрелил.
- Но спустя 24 года после 13 мая 1981 года вы отдаете себе отчет, что покушение и обстоятельства, которые к нему привели, все еще окутаны тайной?
- Общественное мнение и простые люди могут думать о чем угодно в условиях систематической дезинформации. Однако для центров власти не существует никаких секретов, а существуют многие табу, политические расчеты и различные опасения по поводу того, к каким последствиям может привести правда. Некоторые боятся, что может начаться процесс духовного крушения стен Ватикана, как это произошло с Берлинской стеной. И почему ЦРУ, CИСМИ, СИСДЕ (итальянские спецслужбы) и другие секретные службы не рассказывают всего о деле Эмануэлы Орланди?
- Каково ваше мнение, почему нет никакой ясности по делу об Орланди?
- В 80-е годы некоторые представители Ватикана верили, что я был новым мессией, и, чтобы освободить меня, они организовали интригу с Эмануэлой Орланди и другие истории, о которых я не буду говорить.
- Но скажите хотя бы что-то конкретное.
- Чтобы понять что-то в этой области, достаточно проанализировать документ СИСДЕ, датированный 14 ноября 1983 года, по делу об Орланди, составленный начальником полиции Винченцо Паризи. Сделайте это. И тогда я спрошу: в мае 2004 года госпожа Роберта Идальго сфотографировала в Ватикане женщину, которая могла быть Эмануэлой. Почему это фото не было опубликовано?
- Агджа, вы сознательно усиливаете неразбериху и способствуете запутыванию этой тайны своими постоянными сомнительными версиями и никогда не приводите окончательной и правдоподобной версии.
- Может, и есть дополнительная сумятица от моих различных версий, противоречивых как с политической, так и с юридической точки зрения. Это так. Но было очень трудно действовать по-иному в той обстановке, в особых условиях, когда полмира посредством своих спецслужб взялись за это дело. Но я повторяю, что 13 мая 1981 года никто в мире не знал ничего о моих намерениях. Мы уже пережили этап политического и юридического вранья. Самое важное, я никогда не врал в религиозном смысле. Подумайте: если бы я солгал, я бы был уже свободен с 1983 года, обменен на Эмануэлу или же помилован президентом республики. Но я страдаю в тюрьме вот уже 24 года.
- Встреча в тюрьме в Ребиббия с Папой всегда держалась в тайне. Иоанн Павел II подчеркнул это в своей последней книге. О чем вы говорили?
- Ватикан провозгласил 1983 год Священным годом. Они хотели добиться моего обращения в христианство. Иоанн Павел II пришел ко мне именно по этой причине. Дело Орланди было организовано лишь по этой религиозной причине. С Папой мы говорили о религии: я рассказал Папе божественную версию, переданную мне самим Богом. И понтифик поверил мне. Поэтому я потом сказал мировым СМИ: "Я встретил брата, которому я доверяю".
- Вы находитесь в той же тюрьме Kartal Maltepe, из которой вам удалось бежать в 1979 году. Вам не приходит в голову повторить это?
- Я не знаю, когда мне удастся выйти отсюда. Юридическая сторона пока неясна. Поэтому я не знаю, когда буду свободным. Думаю, моя жизнь и моя биологическая смерть, моя тюрьма и моя свобода полностью в руках Господа. Я жду.