Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 марта 2005 г.

Анна Рафф | The Wall Street Journal

Грузия начинает завлекать инвесторов, опасающихся России

На карте, висящей в кабинете Алекса Топурии, Грузии почти не видно за красными и зелеными стрелками, обозначающими пересечения торговых путей между Европой и Азией.

Для снабженческой компании Топурии Silk Road Group SA, его родная страна когда-то была лишь транзитным коридорам. Инвестиции в страну, находящуюся между Каспийским и Черным морями, казались почти немыслимыми.

После прихода к власти нового правительства ситуация изменилась. После полутора лет пребывания у власти президента Михаила Саакашвили Грузия начинает подниматься.

Топурия считает, что тратить деньги на Грузию теперь безопасно. Он и его партнеры планируют ежегодно выделять 10 млн долларов на приобретение активов в Грузии, несмотря на головную боль, которую причиняют продолжающиеся региональные конфликты. "Сегодня действительно становится лучше, - сказал он. - И главная причина - само правительство".

В то время как грузины, как и Топурия, получившие образование за границей, возвращаются, чтобы инвестировать в растущую экономику страны, отважные иностранные инвесторы тоже становятся благожелательнее к Грузии.

Нью-йоркский хеджевый фонд Firebird Management LLC, специализирующийся на бывшем СССР, в прошлом году приобрел 14% акций Банка Грузии, второго крупнейшего коммерческого банка страны. Российская группа "Евразхолдинг", специализирующаяся на угле и стали, согласилась заплатить 132 млн долларов за принадлежащий государству марганцевый рудник. Швейцарско-американская компания недавно купила президентский комплекс для перестройки.

В 2004 году подобные сделки принесли прямые инвестиции в размере 438 млн долларов, что, по данным Международного валютного фонда, в пять раз больше, чем в 2001 году. По оценкам правительства Грузии, в нынешнем году этот показатель вырастет еще на 6%. Хотя инвестиции и значительны, они не идут ни в какое сравнение с соседней Россией, которая в прошлом году привлекла 9,42 млрд долларов, и даже с Казахстаном, куда за первые девять месяцев 2004 года пришло 3,92 млрд долларов.

Саакашвили привлек инвесторов, упростив налоговый кодекс, приватизировав государственные корпорации, пригласив на работу в правительство технократов, получивших образование на Западе.

В январском обзоре МВФ высоко оценил работу правительства Саакашвили, добавив, что Грузия должна сохранить высокую собираемость налогов, улучшить базовые службы и модернизировать судебную систему, чтобы устойчивый рост продолжился.

"Наверное, мы впереди всех, но, если люди найдут время на то, чтобы посмотреть на это место и понять его, инвестиций будет больше, - заявил Иан Хэйг, фондовый менеджер Firebird, отвечавший за сделку с Банком Грузии. - Это просто вопрос времени".

Ожидается, что туризм вновь станет главным двигателем экономики. Отрасль пришла в упадок из-за раздоров в Абхазии. Самый популярный курортный район Грузии предпринял попытку отделиться, что привело к гражданской войне, докатившейся до Тбилиси. Но сегодня туристы потихоньку возвращаются, и инвесторы раскупают гостиницы советских времен, чтобы превратить их в пятизвездочные отели.

Но есть и скептики. "Туризм будет оплотом новой грузинской экономики, но его невозможно развивать в полной мере, пока не решена проблема отколовшихся провинций", - заявил посол США в Грузии Ричард Майлз.

Грузия была одной из самых процветающих республик СССР, благодаря защищенному рынку чая и вин и своей привлекательности как черноморского курорта. Она потеряла свою долю рынка сельскохозяйственной продукции после того, как Россия открыла границы для импорта из других стран.

Много лет после распада СССР Топурия, коммерческий директор и совладелец компании Silk Road, считал Грузию участком скачки с препятствиями в виде произвольно устанавливаемых правил, частых отключений электричества и больших потерь продукции, задерживающих поставку нефти и нефтепродуктов из Каспийского бассейна на зарубежные рынки.

"До революции нам и в голову не приходило, что инвестиции когда-нибудь станут возможными", - сказал Топурия.

Опыт AES Corp., когда-то крупнейшего иностранного инвестора в Грузию, является ярким примером некачественного управления тех времен. Потратив более 250 млн долларов на приобретение и развитие тбилисской электрической компании, американская фирма в 2003 году сбежала, продав активы себе в убыток. В Грузии AES оказалась убыточной, так как не сумела заставить потребителей электроэнергии, включая государственные предприятия, платить по счетам.

Тенденцию, примером которой стала AES, остановили, и это стало сигналом того, что риски, связанные с администрацией бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе, исчезли. В ноябре 2003 года Саакашвили штурмовал парламент и раздавал розы. "Революцией роз", по общему мнению, ознаменовался конец хаоса и коррупции, характерных для правления Шеварднадзе.

До недавнего времени богатые нефтью Россия и Казахстан, показатели роста которых выражаются двузначными числами, монополизировали интерес инвесторов в регионе. В российской экономике появились признаки застоя после того, как власть президента Владимира Путина стала более централизованной, а высокие цены на нефть уменьшили необходимость реформ. Инвесторы мигрируют на Украину, где в прошлом году президентом стал лидер оппозиции Виктор Ющенко, и в Грузию.

"Экономические возможности в Грузии намного лучше, чем в России, - утверждает министр экономических реформ Каха Бендукидзе. - У нас нет нефти".

Серьезные политические проблемы остаются. Весной прошлого года, когда другая беспокойная провинция, Аджария, попыталась отделиться, Саакашвили ввел экономическую блокаду. Для Silk Road она стала кошмаром. Пришлось перемещать танкеры, ожидавшие погрузки в аджарском порту. В результате диверсий было парализовано железнодорожное сообщение.

Конфликт привлек внимание зарубежных СМИ, и нервничающие клиенты осаждали Silk Road телефонными звонками, постоянно требуя новостей. Но Саакашвили быстро взял Аджарию под контроль, снял блокаду, и Silk Road возобновила работу в обычном режиме.

Конфликт был последним напоминанием об уходящей эпохе грузинской политики, сказал Топурия. В прошлом году Silk Road, по его словам, перевезла 2,6 млн тонн грузов и получила прибыль, превышающую 200 млн долларов.

Топурия и его партнеры понимают, что нефть когда-нибудь уйдет в трубопроводы, например в принадлежащий BP PLC "Баку - Тбилиси -Джейхан", который предполагается сдать в эксплуатацию в этом году. Поэтому Silk Road переключается на снабжение нефтепродуктами местных рынков, а также на доставку китайских товаров на западные рынки.

Компания даже инвестировала в недвижимость. Она планирует модернизировать гостиницу "Иверия" в центре Тбилиси, где когда-то жили беженцы. Когда-то "Иверия" была символом истерзанной войной Грузии, но теперь стала воплощением надежды Топурии на возрождение страны.

"Только теперь наступил момент, когда Silk Road может вернуться домой, - заявил вице-президент компании по вопросам развития Дэвид Боргер. - Раньше бизнеса в Грузии не было. Грузия была только пунктом транзита".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru