Его страна и соседняя Грузия станут главным действующими лицами саммита НАТО, который состоится на ближайшей неделе в Бухаресте. И именно от обсуждения судьбы Украины и Грузии будет зависеть характер дискуссии между Североатлантическим альянсом и Владимиром Путиным, российским президентом, который впервые примет участие в одном из заседаний НАТО.
Посредством интервью газете Corriere и двум другим европейским изданиям президент Виктор Ющенко хочет успокоить могущественного соседа: даже если Украина в будущем и станет членом НАТО, "это не повлечет за собой никакой угрозы ни для России, ни для какой-либо другой страны". Исключая любую возможность размещения на украинской земле баз НАТО или ядерного оружия, Ющенко, однако, не заявил однозначно о том, что на Украине не может быть инфраструктур, связанных с ранним оповещением о ракетной угрозе, по типу тех, что Соединенные Штаты намереваются создать в Чехии.
- Вы очень много делаете для сближения с НАТО. Что произойдет в Бухаресте?
- Я очень надеюсь на то, что будут сделаны важные шаги в данном направлении. Пока мы говорим лишь о присоединении к MAP (Membership Action Plan, План действий по подготовке к членству в НАТО).
- Настоящая подготовка к вступлению - почему вы так к этому стремитесь?
- Это единственная настоящая гарантия нашего суверенитета. На протяжении последних 80 лет прошедшего столетия Украина пять раз провозглашала независимость и четыре раза из этого ничего не выходило, потому что недоставало международных гарантий.
- Но Россия утверждает, что ваше вступление в НАТО приведет к дестабилизации обстановки в регионе.
- Наша конституция однозначно запрещает строительство на нашей территории иностранных военных баз. Кроме того, мы были одними из самых первых, кто 15 лет назад отказался от ядерного оружия. В любом случае, если позднее Россия продемонстрирует особую чувствительность к какому-либо конкретному военному объекту, который должен появиться на украинской территории, мы будем готовы обсудить этот вопрос. Иными словами, присоединение нашей страны к MAP не влечет за собой угрозы ни России, ни любой другой стране. Речь идет лишь об укреплении основ нашего суверенитета и национальной целостности.
- Вы можете гарантировать, что ни одна радарная система, подобная той, что США запланировали разместить в Чехии, не появится на украинской земле?
- Мы разъясняем, что вопрос не должен ставиться подобным образом, в таком виде он превращается в спекулятивный. Мы говорим, что в случае возникновения такой искусственной проблемы мы готовы четко прояснить нашу позицию на международной арене. Я повторяю: наше присоединение к MAP не является вызовом безопасности России.
Все проблемы, которые могут возникнуть, должны решаться в рамках открытого и честного переговорного процесса. Если такая угроза появится, то я бы хотел, чтобы она была сформулирована. Мы готовы сесть за стол переговоров и найти решение. Я бы не хотел, чтобы за неоткровенной дискуссией скрывались другие вопросы. Я не могу согласиться с тем, чтобы моя страна в пятый раз стала заложницей международных игр.
- Да и по газу дискуссии с Россией, как кажется, завершились.
- Мы договорились о ценах и объемах газа: 179,5 долларов на украинской границе. Затем Россия может по своему усмотрению решать, как транспортировать газ дальше. Сейчас правительство должно всего лишь выполнить свои функции и формализовать контракты.
- Продолжают идти разговоры о технических проблемах в ходе подготовки к чемпионату Европы во футболу 2012 года, который должен пройти на территории вашей страны и Польши.
- Подготовка идет в соответствии с планом. В Днепропетровске уже готов стадион; в Донецке стадион будет готов через несколько месяцев; в Кракове уже есть инвестор; мы развеяли все сомнения в отношении Киева. Строятся 47 четырех- и пятизвездочных отелей. Нет никаких сомнений. Мы с уверенностью ожидаем приезда ваших болельщиков.