Лидерам стран НАТО, которые на этой неделе соберутся в Бухаресте, предстоит принять судьбоносное решение: позволить ли Украине и Грузии, несмотря на яростное сопротивление со стороны России, приблизиться к членству в альянсе. На повестке дня вопрос о том, предоставить ли этим двум странам так называемый план действий по подготовке к членству в НАТО, который, согласно сложившейся практике, является предпоследним шагом на пути к вхождению в альянс.
Это невероятно важный с геостратегической точки зрения вопрос, который разделил альянс на два лагеря. США однозначно поддерживают идею приглашения в НАТО двух новых членов, рассчитывая, что это придаст свежий лоск поблекшему политическому наследию Джорджа Буша. На стороне Америки выступают недавно вступившие в альянс страны Восточной и Центральной Европы. Тем временем большая часть Западной Европы во главе с Германией эту идею отвергает.
В Западной Европе сомневаются, что со стороны НАТО будет благоразумно предложить коллективную самооборону тем странам, которые альянс на практике защитить не сможет. Нет уверенности, что Грузия с ее двумя "замороженными" внутренними конфликтами годится на роль члена НАТО. Что касается Украины, представители этого лагеря утверждают, что из-за непопулярности НАТО среди украинцев заинтересованность этой страны в альянсе находится под вопросом. Большинство сомневающихся всерьез боятся спровоцировать Москву и получить с ее стороны непримиримую враждебность по отношению к НАТО в обозримом будущем.
Вашингтон утверждает, что на этой неделе вопрос о членстве в альянсе на обсуждение выноситься не будет, и, возможно, такая ситуация сохранится еще на несколько лет. Но, по мысли американской администрации, обещание членства в НАТО Грузии и Украине неразрывными узами свяжет эти страны с сообществом демократических государств, как это произошло и с другими странами бывшего советского блока. США считают: если отложить этот необходимый шаг, легче не станет, а реакция России со временем не станет менее враждебной.
Очевидно, что России нельзя позволить налагать вето на присоединение к альянсу новых участников и делать выбор за другие государства. Но в интересах самого НАТО не загонять Россию в тупик, не превращать ее без необходимости во врага. А чтобы избежать всего этого, союзу следует, прежде чем принимать стратегически важные решения, более тщательно подготавливать почву в Москве.
Поэтому наилучшим решением будет на этой неделе воздержаться от приглашения Грузии и Украины. Это позволит начать с российской стороной стратегические переговоры, в том числе при участии кандидатов в члены НАТО, и обсудить ее опасения. В то же время участникам альянса следует ясно дать понять этим двум странам, что при сохранении желания с их стороны в будущем членство в НАТО им обеспечено.
Тогда у Москвы будет выбор: пойти на конструктивное сотрудничество в ответ на этот позитивный шаг или продолжать запугивание соседей и попытки посеять ощущение незащищенности. В таком случае уже Москве придется решать, хочет она быть другом, или врагом, или чем-то неопределенным.