Министерство обороны Великобритании все чаще привлекает средства из частного сектора. Сегодня вошла в практику аренда кораблей и самолетов - дойдет ли завтра дело до танков и армий?
В фильме "Охота за "Красным Октябрем", снятом по мотивам реальных событий, Шон Коннери играет капитана русской ядерной подводной лодки, который в годы холодной войны решает взять курс на Нью-Йорк и бежать в США. Но сначала, чтобы быть уверенным, что советский режим не пронюхает о его планах и не попытается его остановить, капитану нужно убить замполита.
Быстрая перемотка - и мы в Южной Атлантике наших дней. Здесь известное судостроительное и судоремонтное предприятие VT Group (ранее -Vosper Thornycroft) сдало внаем королевским ВМС вооруженный 30-миллиметровыми пушками боевой корабль Ее Величества Clyde. Задача судна, получившего постоянную приписку в Южной Атлантике, - патрулировать воды вокруг Фолклендских островов. На борту корабля присутствует менеджер VT Group. Он обеспечивает связь между владельцем судна - своей компанией и арендатором - ВМС Великобритании. Если на Фолклендах вдруг снова начнется война, VT Group окажется на передовой.
Конечно, менеджер VT Group на борту Clyde - это совсем не то же самое, что замполит на русском корабле времен холодной войны. Компания не станет пытаться сместить капитана принадлежащего ей судна. Но набирающий обороты процесс привлечения ресурсов из частного сектора для финансирования военных операций - в том числе, может статься, и фронтовых - рождает аналогичные вопросы. Как подрядчик соотносится с системой военного командования? И если вооруженным силам не принадлежит часть того оборудования, которое они используют, не сказывается ли это на их независимости и боеспособности?
В прошлый четверг Министерство обороны Великобритании подписало крупнейший из существующих на сегодняшний день аутсорсинговых договоров по программе "Частная финансовая инициатива". В течение 27 лет ведомство должно выплатить 13 млрд фунтов консорциуму во главе с франко-немецким аэрокосмическим концерном EADS. Также планируется привлечь VT Group и Rolls-Royce к производству 14 самолетов-заправщиков для ВВС Великобритании. Летать на самолетах будут британские летчики, но права собственности на них останутся у консорциума: машины будут использоваться на основании заключенного с Министерством обороны договора аренды. Такие сделки входят в норму, поскольку стесненное в средствах министерство предпочитает распределять выплаты по крупным проектам на многие годы, чем сразу отдавать крупные суммы.
Меняется и сама природа войны, и связанные с ней издержки. Сегодня военные действия сплошь и рядом носят "ассиметричный" (нестандартный) характер и все чаще развертываются в самых разных уголках земного шара. Это значит, что чрезвычайно выросла стоимость содержания вооруженных сил - и их оборудования - в полевых условиях. По оценкам Грэхэма Била, сотрудника департамента по работе с материально-технической базой из аудиторской компании Ernst & Young, на содержание одной технической единицы (например, танка) за весь срок ее эксплуатации может уйти сумма, в четыре раза большая, чем цена машины при покупке.
В Министерстве обороны признают, что подрядчик зачастую может предложить более квалифицированные услуги по уходу за оборудованием (например, бронированной техникой и кораблями) и его ремонту, особенно если он является производителем этого оборудования. В зависимости от результатов подрядчика поощряют или штрафуют. Так, по условиям контракта, VT Group должна обеспечить работоспособность Clyde - а также трех других патрульных катеров, которые она сдает внаем флоту Великобритании, - в течение 92% времени действия контракта. Другие корабли британского ВМФ в среднем проводят в доках (без переоборудования) не больше и не меньше, как 64% времени.
По словам Пола Лестера, президента VT Group, тот факт, что патрульный катер - или любая другая техника, арендуемая военными, например самолеты-заправщики - не находится в собственности ВС, не играет никакой роли. "Если Министерство обороны решит использовать нашу технику в военных действиях и там она получит повреждения, ведомству придется заплатить, - говорит он. - Это все равно, что взять напрокат машину". Он согласен, что тесное сотрудничество между подрядчиком и министерством жизненно необходимо: "Важно, чтобы взаимоотношения были крепкими и устойчивыми. Если заказчик вынужден прибегать к заключению контрактов, это обычно говорит о том, что что-то идет не так".
Однако никто не знает, насколько далеко военные готовы зайти в привлечении сторонних ресурсов. Если Министерство обороны арендует боевые корабли и самолеты-заправщики, почему оно должно остановиться перед арендой танков и боевых самолетов, а также перед наймом личного состава? Грэхэм Бил из Ernst & Young говорит: "Министерство обороны продолжает прощупывать, насколько широко оно может использовать аутсорсинг в сфере обслуживания техники. Но сотрудники этого ведомства здраво рассудили, что действовать следует с осторожностью и что, возможно, существует рубеж между тем, что можно доверить подрядчикам, и тем кругом задач, решение которые необходимо оставить за военнослужащими. Обслуживание армии на полноценном театре военных действий, вне всяких сомнений, окажется значительно более трудным делом, чем обслуживание войск на территории Великобритании или их развертывание на заморских территориях в мирное время".
К примеру, Министерство обороны рассматривает вопрос об объявлении тендера на организацию авиадиспетчерской службы для ВС. Может быть, это сгодится для баз на территории Великобритании, но возникают сомнения, насколько уместно такое решение в зоне конфликта. "Будут ли ВС доверять подрядчикам, и как все это будет соотноситься с системой военного командования? - задается вопросом один аналитик. - Подрядчик может сказать: "Это не прописано в контракте, я не обязан этого делать".
Конечно, история сотрудничества представителей частного сектора с армией насчитывает не один год. Как подметил глава Business Services Association Марк Фокс, Министерство обороны Великобритании брало в аренду у морского грузоперевозчика P&O лайнер Canberra, который использовался как транспортно-десантный корабль во время Фолклендского конфликта. А самим своим появление ВМФ Великобритании обязан каперам вроде сэра Френсиса Дрейка.
Перед британским Министерством обороны встает вопрос: насколько далеко оно может себе позволить зайти в аутсорсинге. Лестер из VT Group говорит: "Это важный вопрос, но никто не может на него ответить. Между тем сроки начала программы по строительству самолетов-заправщиков уже на носу".
Также по теме:
Внимание, миллиардеры: британский флот к вашим услугам (The Wall Street Journal)