Президент США Джордж Буш дал развернутое интервью корреспонденту немецкого издания WELT ONLINE Томасу Шмиду, в котором изложил свой взгляд на расширение НАТО, общечеловеческие ценности и перспективы развития американо-российских отношений
В Бухаресте проходит саммит НАТО, где развернулась дискуссия о приеме в Североатлантический альянс нескольких новых государств - среди них Хорватия, Албания и Македония. На заседании прозвучал тезис о неготовности двух последних к этому ответственному шагу. Однако Буш "решительно" поддерживает прием в НАТО всех трех государств, подчеркивая, что все они выполнили условия, поставленные перед ними альянсом. Поэтому "мы можем принять их с чистой совестью", подытожил он. Что же касается "кризиса" в отношениях между Македонией и Грецией, которая не признает македонское государство, то слово "кризис" ему кажется слишком громким и он склоняется к тому, что это просто расхождение во мнениях о наименовании государства. "Проблема решаема, и она будет решена", - уверен американский президент.
Другой вопрос, вызвавший в мире еще больше споров, это независимость Косово, которую активно лоббировали Соединенные Штаты. Американский президент объяснил позицию своего государства необходимостью поддержки народов, стремящихся к демократии. Более того, он убежден, что если дать людям шанс, то они возьмут на вооружение универсальный принцип необходимости свободы. Да, это может быть очень трудно. В Ираке трудно, и в Афганистане трудно, говорит Буш. Наверное, в Косово этот процесс тоже окажется трудным. "Этот шаг, как показывает история, никогда не бывает легким - но он необходим". Далее американский президент сказал, что доверяет способности косоваров встать на ноги и взять на себя ответственность за собственную судьбу. "Остальной мир должен помочь им в этом. Именно так мы и собираемся действовать".
Россия не разделяет американскую позицию в отношении Косово, более того, она постоянно подвергает ее жесткой критике, говоря о том, что пример Косово может вдохновить на аналогичные действия национальные меньшинства в самых разных странах мира. Буш не согласен с российской аргументацией, ссылаясь на то, что югославское государство и без того уже развалилось. Поэтому он "настоятельно" рекомендует Абхазии и Южной Осетии не поддерживать движение за независимость и отмечает, что США ведут по данной теме интенсивные переговоры с Грузией.
Кстати, Грузия, как впрочем и Украина, претендуют на членство в НАТО. Будет ли саммит в Бухаресте рассматривать вопрос об их вступлении в эту организацию, спросил президента США корреспондент WELT ONLINE. Буш его поправил: "Не о вступлении, а о праве на членство в ней". Он считает, что ясная перспектива для Грузии и Украины - в интересах НАТО. Поэтому проблема обязательно будет обсуждаться на саммите в Бухаресте.
Совершенно иных взглядов на данный вопрос придерживается новоизбранный президент России Дмитрий Медведев. В интервью Financial Times он сказал, что решительно выступает против перспективы Украины на членство в НАТО. Свое мнение он обосновывает, с одной стороны, тем, что членства в НАТО хотят только 20% населения Украины. А во-вторых, как сказал Медведев, ни одно государство не обрадуется, если военный блок, членом которого оно не является, подходит непосредственно к его границам. Не выступает ли НАТО в данном случае как нарушитель спокойствия на территории бывшего Советского Союза?
С подобной постановкой вопроса Буш не согласился. В высказывании Медведева, считает он, слышны чувства и ощущения пока еще действующего президента Путина. "Когда я недавно звонил Путину, тот тоже выдвигал эти же аргументы. Но у меня четкая позиция: если с тобой граничит демократическое государство, то это хорошо, а не плохо". Демократические государства, развил свою мысль американский президент, склонны к миру, а не к войне. Кроме того, в планы НАТО не входит создание стационарных опорных пунктов на Украине. Буш напомнил, что он уже неоднократно повторял: "Никакие войска НАТО не будут расквартированы на Украине на длительный срок. Что же касается мнения украинского населения, то мнения - вещь изменчивая". Ведь в данном случае, как считает Буш, речь идет всего лишь о том, чтобы предоставить Украине возможность реформировать свою армию, экономику и политическую систему. Тогда и будет видно, согласны с этим люди или нет. Ведь существуют примеры других государств, где народ не поддерживал членство своих стран в НАТО - однако с течением времени возобладало убеждение, что их выборная власть действовала в этом вопросе исключительно в интересах собственных граждан. "Кроме того, - добавил Буш, - я хотел бы сказать россиянам и всем, кто не разделяет нашего мнения: если в соответствующее время будет проведен референдум и он покажет, что большинство против вступления - то оно не состоится. Однако решение не должно приниматься извне, надо, чтобы оно исходило от самих людей".
Перейдя от Украины к России, к ее новому президенту Медведеву и вероятности сохранения верности курсу Путина на политику военной силы и давления на средства массовой информации, Буш признался, что недостаточно хорошо знаком с Медведевым. Между ними - еще в 2004 году - была всего одна короткая встреча. Однако когда после выборов Буш позвонил Медведеву, то он сказал ему, что в США обратили самое пристальное внимание на его последнюю речь, где тот говорил о верховенстве закона, о прозрачности и свободной прессе. "Я сказал ему, что это прекрасно, что это звучит многообещающе, и я рад помочь ему в реализации подобной перспективы".
Сегодня, через двадцать лет после падения железного занавеса, по-прежнему стоит вопрос о демократизации Восточной Европы и государств бывшего Советского Союза. Буш отмечает здесь видимые успехи и радуется им. "Я решительный сторонник мнения, что демократия в Восточной Европе на подъеме, и это хорошо для мира. Конечно, этот процесс нелегок. Демократия - вещь трудная". Он напомнил, что на заре американской истории в США существовало рабство и для его отмены понадобилось сто лет. Предки госсекретаря США были рабами. Поэтому вопросы демократизации требуют очень взвешенного подхода. "Необходимы терпение, выдержка и вера в то, что в конце концов демократия приведет к лучшей жизни и к миру". Например, Буш убежден в том, что усилия США на Ближнем Востоке приведут к миру. "Я верю, - сказал он, - что свобода - это универсальная ценность. Некоторые утверждают, будто я хочу навязать свои ценности другим людям. Но это не мои, это универсальные ценности - ценности, которые прошли испытание историей. И мне кажется, что те, кто ведет сытую и довольную жизнь, должны помочь другим почувствовать вкус свободы. Это единственное эффективное противоядие против идеологов, которые убивают невинных людей ради осуществления собственных политических амбиций".
Президент Соединенных Штатов находится, в некотором отношении, в неприятной ситуации. Он пользуется большой популярностью во многих странах бывшего восточного блока, однако в ряде стран Западной Европы эта популярность, скажем мягко, сильно ограничена. Как смотрит на это Буш, спросил американского президента немецкий корреспондент. "Принимая то или иное решение, я не думаю о своей популярности, - сказал Буш. - Популярность - вещь мимолетная, преходящая, она приходит и уходит. Однако принципы не теряют своего значения. Многие люди хотят, чтобы их любили, я хочу, чтобы меня уважали".
Полный текст интервью на немецком языке - на сайте Die Welt