Пока Россия оплакивала гибель при взрывах 39 пассажиров московского метро, появились спекуляции по поводу политических последствий для страны, пишет The Financial Times.
За предыдущими крупными терактами следовали жесткие политические меры, отмечает автор статьи Чарльз Кловер. Многие полагают, что аналогичные меры могут поставить под угрозу скромные экономические реформы, о которых в прошлом году объявил российский президент Дмитрий Медведев. Некоторые аналитики называют нынешний период "оттепелью", наступившей после авторитарного правления Владимира Путина, который был президентом с 2000 по 2008 годы, а сейчас является премьер-министром.
"В России оттепель может высвободить силы хаоса, которые затем придется подавлять жесткими политическими мерами", - отмечает Ольга Крыштановская, социолог из Московского государственного университета.
Алексей Макаркин из Центра политических технологий в Москве полагает, что терроризм создает чрезвычайную ситуацию, которую правительство нередко использует в своих целях.
"У нас есть эта особенность - теракт дает импульс к изменениям, которые уже были подготовлены, но не могут быть осуществлены, так как к ним не готово общество или в элите имеется сопротивление. Это вещи, которые режим собирался сделать, и общество дает карт-бланш", - говорит он.
Однако ныне Кремль не заинтересован в суровых мерах, считает Макаркин. "Сегодня мы видим стремление стать более открытыми, дружить с Западом, вписаться в мировое сообщество, - отметил он. - Именно такая линия была подготовлена, и я считаю, что она будет продолжаться и укрепляться. Нет заинтересованности в маргинализации и изоляции".