"Пристальное внимание" к тому факту, что второй пилот разбившегося во Французских Альпах самолета страдал психическим расстройством, заставляет беспокоиться, что миллионы других людей с психическими отклонениями будут "несправедливо стигматизированы" и, как следствие, будут менее склонны обращаться за медицинской помощью. Из-за этого станет еще труднее идентифицировать тех из них, кто занят в особо рискованных профессиях и создает угрозу общественной безопасности, пишет The New York Times.
По словам автора статьи Эрики Гуд, "медицинским работникам и надзорным инстанциям приходится выдерживать хрупкий баланс. С одной стороны, они пытаются уменьшить стигматизацию, чтобы побудить пилотов откровенно рассказывать о своих проблемах со здоровьем, но с другой стороны, должны проводить твердую черту, за которой пилоты не допускаются к полетам ради обеспечения общественной безопасности".
Соединенные Штаты уже сталкивались с подобными проблемами в связи с несколькими случаями массовых убийств, напоминает корреспондент. После бойни в Ньютауне, штат Коннектикут, которая случилась в 2012 году, в законодательство ряда штатов были внесены изменения, позволяющие психиатрам сообщать о пациентах, "склонных к поведению, в результате которого может быть нанесен серьезный ущерб им самим или окружающим", и при этом не опасаться судебных преследований. Однако есть мнение, что "увязывание массового насилия и психических заболеваний дает негативный эффект", поскольку для некоторых становится доводом в пользу того, чтобы не обращаться за медицинской помощью, говорится в статье.
"Само собой разумеется, что в области авиации, как и в ряде других профессий, признаваться, что страдаешь психическим заболеванием, дело рискованное", - отмечает Гуд. Связанные с этим страхи стали одним из мотивов, руководствуясь которыми Федеральное агентство гражданской авиации США решило в 2010 году смягчить свои стандарты и позволить действующим пилотам принимать некоторые антидепрессанты - при условии, что их заболевание признается "легким", а сами они выполняют строгие предписания, в том числе проходят регулярные осмотры, а в некоторых случаях и получают специальную терапию. Из осведомленных источников известно, что до этих изменений некоторые пилоты лечились у частных врачей, не сообщая об этом своей авиакомпании. С другой стороны, по данным Ассоциации линейных пилотов, лишь немногие пилоты сегодня принимают антидепрессанты с ведома Федерального агентства гражданской авиации - во всяком случае, в процентном отношении их меньше, чем в целом среди взрослого населения США.
В то же время, как отметил президент Американской ассоциации психиатров доктор Пол Саммергрэд, абсолютное большинство людей, находящихся в депрессии, "не совершают самоубийств и не представляют угрозы для других". Что касается тех, кто имеет потенциально опасные склонности, то никакие законодательные ухищрения и психологические проверки не дают гарантии, что их удастся выявить, продолжает автор. Как говорит профессор психиатрии из Медицинского колледжа Висконсина Дэвид Кларк, некоторые из таких людей "очень тщательно скрывают, что происходит у них в голове, нередко даже от врачей и членов семьи".
По его словам, "та толика информации [о втором пилоте Андреасе Любитце], которая сейчас предается огласке, заставляет людей хвататься за голову, мол, "кто-то должен был заметить". Но судя по данным, которые есть на данный момент, вовсе не очевидно, что собрать эту головоломку было так уж просто".