Прошел год с тех пор, как Путин объявил войну воинственным российским губернаторам. Его кампания по восстановлению власти Кремля стала долгим уроком, выявившим разногласия и слабости этой огромной и хаотической страны.
Все семь президентских представителей, получивших невероятные властные полномочия и отправленных Путиным обуздывать региональных монархов, погрязли в конфликтах по всем возможным вопросам, от празднований 300-летия Санкт-Петербурга до выборов на Дальнем Востоке. Местные лидеры отвечают неповиновением, всячески препятствуют усилиям своих новых руководителей.
Попытка Путина установить контроль центра над регионами - самая радикальная реформа российских властных структур с 1993 г., когда была утверждена новая конституция. Результат этой битвы покажет, в чем состоит будущее России - в жестком контроле центра, исторически свойственном этой стране, в свободной федерации автономных регионов или даже в дезинтеграции государства на независимые образования. Последний вариант стал актуален в связи с продолжающейся уже два года войной в Чечне, пытающейся выйти из-под контроля Москвы.
Представители Кремля добились определенных успехов. Им удалось привести некоторые региональные законодательства в соответствие с федеральным, перенаправить налоговые поступления в Москву, взять под контроль местные отделения федеральных учреждений, подчинявшихся до этого губернаторам. Но внимательное изучение ситуации показывает, что пока Путину еще далеко до установления жесткого контроля над регионами.
?Следующим этапом нашей политической жизни будет настоящая битва с губернаторами, - говорит Леонид Смирнягин, ученый московского Центра Карнеги, работавший с предшественником Путина Борисом Ельциным. - Это опасная ситуация, потому что у нас существует реальная скрытая оппозиция?.
В течение многих веков руководство Россией осуществлялось из Кремля. От царей, навязывавших свою волю на всей территории гигантской империи, до советской Коммунистической партии, которая пыталась диктовать все аспекты политической и экономической жизни из Москвы. С развалом Советского Союза, произошедшим в 1991 г., Россия превратилась в свободную федерацию регионов, губернаторы которых зачастую избирали собственный курс.
Один из представителей Путина, Сергей Кириенко, говорит, что в девяностых годах губернаторы ?нахапали слишком много? власти. При Ельцине региональные лидеры утверждали законы, противоречащие конституции, пользовались федеральными войсками, правовыми и финансовыми ресурсами в личных целях. Многие закрепили свою автономию, заключив договора напрямую с Москвой.
Вскоре после прошедшей в мае минувшего года инаугурации Путин назначил семь представителей (пять из них - генералы армии) и поручил им присматривать за избранными российскими губернаторами. Семь сюзеренов возглавили семь новых административных округов, созданных поверх существующих 89 регионов. Несмотря на то, что сюзеренам поручено следить за тем, чтобы действия избранных губернаторов не противоречили линии Кремля, и за тем, чтобы региональные законы не входили в конфликт с федеральными, их роль не прописана в российском законодательстве. На практике они получили широкие властные полномочия. Их стали называть ?глазами царя?.
Но многие губернаторы - например, Эдуард Россель, правящий в одном из уральских регионов большую часть последнего десятилетия - не поддаются.
Получив приказ предоставить офисные помещения для нового московского сюзерена, Россель выбрал 202-летний дворец, использовавшийся для внешкольных занятий, муниципальный Дворец детского творчества. Информация о том, что новый эмиссар Путина займет это здание, вызвала взрыв негодования. Родители и дети устроили марш протеста, они посылали телеграммы в Кремль, подавали в суд и даже пикетировали офис представителя президента Петра Латышева, распевая: ?Генерал один, детей 4000?.
Мало кто сомневался в том, что этот кризис был организован хитрым Росселем специально, для того, чтобы подорвать позиции представителя Путина. ?Это священное место,? - сказала Вазина Воронина, директор детского центра. Россель ?с самого начала знал, что народ будет резко против. Я думаю, что он сделал это намеренно?.
Другие губернаторы присоединились к кампании противодействия.
?Это не нужно, - презрительно говорит губернатор Новгородской области Михаил Прусак. - Это неправильно с самого начала?. ?Лишние неэффективные бюрократические структуры, плодящие беспрецедентную армию чинуш?, - смеется президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев жалуется на то, что представители президента тратят время и деньги на создание новых ?микро-столиц?.
Многим губернаторам удалось успешно использовать президентских посланников, выигрывая время и уступки. Мэр Москвы Юрий Лужков убедил представителя Путина в Центральном округе Георгия Полтавченко отложить принятие федерального закона, который мог бы облегчить россиянам переезд в Москву. Мятежные лидеры Татарстана и Башкортостана зачастую просто игнорируют требования Кириенко. Кремлевские чиновники злятся на то, что Якутия напрямую отказывается переписывать местные законы, ровно половина которых противоречит федеральным.
С точки зрения некоторых политических лидеров в конце концов представители президента оказались не более чем аппаратчиками, значение которых преувеличено и которые мало на что влияют, лишь напоминая о советских попытках замазывать проблемы бюрократическими указами. ?У них очень мало власти, - считает Владимир Рыжков, независимый депутат парламента. - У них нет серьезного влияния на что-либо?.
Но Кириенко, бывший премьер-министр ельцинского правительства, которому Путин поручил руководить Приволжским округом, в своем интервью заявил, что представителям удалось добиться большего, чем кажется на первый взгляд. ?Непосредственный результат состоит в том, - сказал он, - что угроза развала страны, о которой говорили многие политические аналитики и бизнесмены два-три года назад... сегодня такой угрозы не существует?.
Кириенко сказал, что он заменил две трети сотрудников прокуратуры в своем округе, потому что они не соблюдали федеральные законы, а вместо этого слушались губернаторов. Почти все 884 закона этого округа, противоречившие федеральным стандартам, были переписаны, в том числе закон, запрещавший апелляцию в федеральных инстанциях решений региональных судов.
Другой представитель сказал, что его главная задача состояла в том, чтобы вернуть под контроль центра федеральные учреждения, захваченные губернаторами, в том числе налоговую полицию, использовавшуюся для запугивания врагов губернатора, и прокуратуру, выполнявшую распоряжения не Кремля, а местных властей. ?Сейчас федеральные структуры чувствуют себя в этом регионе более уверенно, - подчеркнул Полтавченко. - Они знают, что в моем лице у них появился защитник?.
В нескольких случаях Путин и его представители заставляли упрямых губернаторов подчиниться силой. Путин заставил губернатора Приморского края уйти в отставку, после того, как Евгению Наздратенко не удалось справиться с разразившимся прошедшей зимой энергетическим кризисом. Теперь представитель Путина путается в беспорядочных выборах, надеясь, что новым губернатором станет его заместитель. Фамилия бывшего вице-президента Александра Руцкого, губернатора Курской области, была вычеркнута из избирательных бюллетеней за несколько дней до выборов.
?Может быть, они и скрипят зубами, - сказал представитель Путина в Северо-западном округе Виктор Черкесов об оставшихся губернаторах, - но они подчиняются?.
В родном городе Путина Санкт-Петербурге Черкесов уже добился успеха хотя бы в выборе места для работы, мероприятии, закончившемся такими неприятностями для Латышева. Практически первым своим решением он выгнал невест и женихов, собиравшихся сочетаться браком во Дворце бракосочетаний номер три, загородном особняке, когда-то принадлежавшем Романовым, а потом захваченном большевиками для того, чтобы вершить революционное правосудие.
В апреле Черкесов дал интервью из отреставрированного величественного имперского здания. Он хвастался богатой родословной своего дворца и сравнивал себя с генерал-губернаторами, которых Петр Великий начал назначать с 1708 г. ?Во все времена существовала необходимость высшего государственного контроля над деятельностью местных бюрократов?, - заявил Черкесов.
Основным противником Черкесова является Владимир Яковлев, мэр Санкт-Петербурга, под управлением которого прекрасный город петляющих каналов и разваливающихся дворцов стал криминальной столицей России. Утверждая власть Кремля, Черкесов трансформировал политический ландшафт. Под его наблюдением были изменены 500 из 600 противоречивших конституции местных законов, уволено 100 федеральных чиновников.
?В Петербурге возникло два центра власти, - говорит Леонид Киссельман, политический аналитик Российской академии наук, - один ориентируется на представителя президента, другой сформировался вокруг губернатора, который пытается защищаться?.
В этом дышащем историей городе Черкесов не мог выбрать более символического поля битвы, чем празднования его трехсотлетия, чтобы доказать Москве, что главный здесь он. Черкесов взял организацию празднеств, которые пройдут в 2003 г., под свой контроль, заметив, что федеральное правительство потратит $1,4 млрд на общественные работы и реставрационные проекты в честь юбилея бывшей столицы империи. Яковлев создал конкурирующий организационный комитет, но у него нет таких денег.
?Говорить, что празднования или даже приготовления к ним могут стать проблемой - просто не серьезно, - заявил Черкесов. - Это место - символ страны?.
Влияние Черкесова велико не только благодаря его связям с Путиным, но также карьере, которую он сделал, работая в разведке. Один из высокопоставленных сотрудников одиозного Пятого управления, занимавшегося ?врагами народа?, Черкесов был одним из последних борцов с политическими диссидентами на закате Советского Союза. Вместе со своим другом Путиным он сделал блестящую карьеру в постсоветских секретных службах.
Черкесов не считает, что ему нужно извиняться. ?Работая в КГБ, я не пытал людей, не казнил их, я не обманывал и не нарушал законов, - говорит он. - Я не сделал ничего такого, чего мне стоило бы стыдиться?.
Однако даже понимание механизмов власти не делает Черкесова влиятельной силой. Местные политики отмечают, что его хвалят за изменение законов, хотя федеральные власти имели достаточно возможностей сделать это и без его помощи.
?Он - глаз царя, - считает местный законодатель Виталий Калинин. - Но без реальной власти. Он не может давать распоряжений, не может увольнять людей, не может ничего контролировать. Он обладает лишь правом информировать президента и влиять на его решения?.
В Екатеринбурге, расположенном в горах, где Европа встречается с Азией, Россель много лет испытывает пределы президентского терпения. Бывший инженер стал главой Сверловской области за несколько месяцев до произошедшего в 1991 г. развала Советского Союза. Он разработал грандиозные планы по созданию Уральской республики со своей собственной валютой и Росселем во главе.
Ельцин укротил его рвение, сняв с должности в 1993 г. Но Россель выжил и с 1995 г., когда губернаторский пост стал выборным, выиграл на первых двух выборах. Перед Путиным он раболепствует не больше, чем перед Ельциным. Посчитав, что трюка с детским дворцом не достаточно, Россель обозвал заявления нового представителя Путина ?поносом? и сказал, что назначенные Латышевым люди ?командуют только цыплятами?.
?Россель не любит начальников?, - сказал Александр Заборов, заместитель главы местного парламента. ?Россель считает себя царем?, - добавил Владимир Тунгусов, заместитель мэра Екатеринбурга.
Губернатор пытается противостоять любым действиям Латышева. Когда представитель президента взял под свой контроль местный государственный телеканал, Россель пообещал создать новое региональное телевидение. ?Губернатор остается самой главной фигурой?, - считает Юрий Кузнецов, глава местного отделения реформаторской партии ?Яблоко?.
Надо отметить, что Латышев, бывший заместитель министра внутренних дел, продемонстрировал политическую неповоротливость, которой умело воспользовался Россель. Например, прошло несколько недель, пока наконец Латышев отказался от детского дворца и занял помещения в офисном здании в центре города.
Но Латышев, тем не менее, дает сдачи, он говорит, что Россель управляет самым коррумпированным регионом центральной России, и постепенно отнимает у губернатора властные инструменты. Новый прокурор, глава налогового ведомства, и управляющий таможенной службы - все эти люди лояльны Латышеву. Представитель президента собирается создать окружное представительство министерства внутренних дел и взять контроль над милицией. В следующем году в Москву будут направлены не 50%, а 60% налоговых поступлений.
Россель пока контролирует региональные суды и избирательные комиссии. На прошлой неделе он встречался с Путиным, явно пытаясь обойти супер-губернатора. ?Он не уступает Латышеву, - сказал политолог Илья Горфинкель, - но на том поле, где он мог сопротивляться - контроль над федеральными структурами, правоохранительными органами, милицией, прокуратурой - он уже проиграл или проигрывает?.
Горфинкель видит, что политическая динамика меняется. Больше пяти лет он работал у Росселя.
Сейчас он работает у Латышева.