Вчера Центр Симона Визенталя заявил, что у Австралии остался последний шанс продемонстрировать серьезность своих намерений искать военных преступников, бежавших на этот континент после Второй мировой войны.
Центр сообщил, что в Австралии до сих пор проживают 22 литовца, которые убивали евреев. Ефраим Зурофф, директор Центра Визенталя от Израля, сказал, что подозреваемые служили в наемных полицейских батальонах и в органах местной полиции в Литве. Сейчас им должно быть семьдесят-восемьдесят лет, и они могут умереть, избежав наказания.
Зурофф подчеркнул, что нет никаких документальных свидетельств их участия в каких-либо конкретных событиях. Без таких документов осудить преступников невозможно.
"У австралийцев остался последний шанс что-либо предпринять, чтобы справедливость восторжествовала хотя бы отчасти", - сказал он.
Зурофф призвал Австралию найти 22 подозреваемых и, если они живы, депортировать их.
Австралия не поймала ни одного военного преступника. В 1993 г. Канберра расформировала специальное подразделение, занимавшееся раскрытием военных преступлений и рассмотревшее очень незначительное количество дел.
Зурофф подверг Австралию критике за то, что ее законы не действуют ретроспективно, и призвал Канберру провести расследования в отношении лиц, имена которых он передал послу Австралии в Израиле. "Мы не располагаем полной информацией. Мы считаем, что правительству Австралии было бы проще разыскать этих людей", - добавил он.
Министр иммиграции Филип Раддок заявил, что нет никаких законов, по которым бывших нацистов можно было бы лишить австралийского гражданства или права на проживание в стране ? даже в том случае, если их обвинят в преступлениях против человечества. По его словам, искать военных преступников должна Федеральная полиция Австралии, а не иммиграционные службы.
Он заметил, что по австралийским законам человека, виновного в совершении военных преступлений, нельзя депортировать из страны, если он получил гражданство или вид на жительство до 1997 г.
Последнее дело, связанное с военными преступлениями, было возбуждено в отношении Конрада Калейса, который бежал из Австралии в Канаду и умер в Мельбурне.