Второе, о чем во вчерашнем интервью CNN заявил представитель посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне: его правительство сдержит обещание увеличить производство нефти, чтобы снизить цену до 40 долларов за баррель. Первое, о чем он сказал, - это соболезнование родственникам жертв в Эль-Хубаре и положительная оценка действий спецслужб, предотвративших похищение заложников боевиками "Аль-Каиды".
Теперь остается ждать, на какой сигнал рынки отреагируют быстрее: на обещания Эр-Рияда или на угрозы Усамы бен Ладена. От этого будет зависеть не только цена на бензин во время летних каникул, но и стабильность мировой экономики на нелегком этапе подъема.
"Аль-Каида" явно читает газеты и смотрит CNN, поскольку атака, начатая несколько дней назад, выходит за рамки традиционной цели свержения саудовской монархии. 27 апреля Абдель Азиз аль-Мукрин, которого считают новым главой организации бен Ладена в Эр-Рияде, провозгласил кампанию, направленную на то, чтобы "земля содрогнулась под ногами режима". Всего лишь через четыре дня, 1 мая, его люди нанесли удар: тогда погибли пять граждан западных стран, работавших на нефтеперерабатывающем предприятии в Янбу. И вот теперь террористическая акция в Эль-Хубаре, опять-таки направленная против иностранцев, работающих в нефтяной отрасли.
В прошлом теракты с их бомбами, взрывавшимися на территории Саудовской Аравии, были менее целенаправленными. Теперь же складывается впечатление, что целью стала добывающая промышленность, и именно в тот момент, когда цена за баррель нефти достигла рекордного уровня вследствие целого ряда обстоятельств, включая увеличение спроса на это сырье в странах, где отмечается подъем экономики, дефицит переработки в Соединенных Штатах и геополитическую неуверенность. Неуверенность связана не только с Ираком, но и с Венесуэлой, где проходит проверка подписей, полученных в ходе референдума против президента Чавеса, и с Нигерией, где в середине мая президент Обасанджо объявил чрезвычайное положение, чтобы остановить столкновения между христианами и мусульманами.
Именно в этот период Лоуренс Гольдштейн, президент Petroleum Industry Research Foundation и советник министра энергетики США Спенсера Абрахама, сказал: "На рынке отмечается нервозная обстановка: если у Саудовской Аравии возникнут и другие проблемы, мы будем не в состоянии их нейтрализовать".
Вместе с тем не все аналитики убеждены, что теракт в Эль-Хубаре будет иметь долгосрочный эффект. "Операция "Аль-Каиды", - прокомментировал Питер Жину из GDP Associates, - определенным образом повлияет на цены на нефть, но ситуация может очень быстро успокоиться. Это был жестокий теракт, но он не повлиял на саудовскую систему добычи и экспорта нефти".
Уже вчера вечером министр нефти Али аль-Наими встретился с главами международных компаний, присутствующих в стране, чтобы гарантировать им усиление безопасности, в то время как местное предприятие Aramco сразу же заявило, что "ни одна наша структура или сотрудник не пострадали, работа продолжается в нормальном режиме на всех объектах. Компания Aramco продолжает заниматься реализацией политики правительства Саудовской Аравии, направленной на обеспечение непрерывных поставок нефти с тем, чтобы удовлетворить международный спрос".
Все эти заявления призваны подтвердить серьезность намерений Эр-Рияда, утверждающего, что он планирует увеличить производство. В ближайший четверг ОПЕК соберется в Бейруте, и на повестке дня будут два предложения: аннулировать все квоты или увеличить их на 2000-2500 баррелей в день.
Министр энергетики Абрахам только что вернулся из Москвы, куда он ездил, чтобы просить Россию производить больше нефти и увеличить поставки через балтийский нефтепровод. По словам Гольдштейна, все эти меры не будут иметь мгновенного практического эффекта, поскольку новые российские поставки - вопрос не завтрашнего дня, а увеличение добычи странами ОПЕК хотя и покроет недостачу, но новая саудовская нефть будет не такого хорошего качества.
Аналитик CommSec Дэвид Тартелл полагает, что "рост составит не более 50 центов и продержится несколько дней, поскольку не был нанесен ущерб ни перерабатывающим предприятиям, ни нефтепроводам, ни хранилищам, ни скважинам". Если "Аль-Каиде" удастся взять на прицел более жизненно важные объекты, то сценарий может измениться, поскольку ОПЕК уже не обладает столь широким полем для маневра, чтобы ответить на атаки против инфраструктур.