Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 мая 2005 г.

Ник Пейтон Уолш | The Guardian

Ложь о свободе

Узбекистан показал бывшим советским республикам, что Запад терпит подавление мирных протестов там, где у него есть нефтяные интересы.

Киргизский чиновник стоял у окна своего офиса и смотрел на рассерженную толпу, которая окружала здание администрации президента. "Акаев не станет стрелять в свой народ", - сказал чиновник, в точности предсказав решение Аскара Акаева, бывшего президента Киргизии, который сбежал из здания президентской администрации и покинул страну 24 марта, решив не стрелять в несколько тысяч протестующих, которые затем разграбили это роскошное здание.

Правда, ореол, окутавший после этого Акаева, наименее жестокого из диктаторов Центральной Азии, не освободил бывшего киргизского лидера от московской ссылки. Теперь из Москвы он наблюдает за тем, как богатства его "феодального поместья" перераспределяются среди остатков киргизской элиты. Можно только представить, какое потрясение Акаев испытал, когда шесть недель спустя в соседнем с Киргизией Узбекистане президент Каримов дал урок сталинских репрессий для оставшихся авторитарных правителей на территории бывшего Советского Союза: расстреляйте их и закройте двери - и вскоре мир забудет об этом.

О жестоком убийстве сотен мирных граждан в Андижане в других странах уже начинают забывать. Режим Ислама Каримова не дал возможности провести независимое расследование событий в Андижане. Германия, Франция, НАТО, Евросоюз, Соединенные Штаты и ООН призвали провести независимое международное расследование. Каримов заявил, что не нужно "терроризировать" Узбекистан такими требованиями.

Требования министра иностранных дел Великобритании Джека Стро провести расследование событий в Узбекистане не заставили Евросоюз прекратить оказывать помощь Узбекистану. По правде говоря, у Европы мало рычагов воздействия на страну, у которой есть большие и не слишком щепетильные друзья. В среду господин Каримов посетил Китай, страну, где практикуются репрессии против мусульман и подавление акций протеста. Пекин дал Каримову необходимые заверения в том, что тот поступил правильно, подавляя "сепаратизм, терроризм и экстремизм", проявившиеся в Андижане. Затем было подписано соглашение о поставках нефти в Китай.

Совершив визит в Китай, Каримов хитрым образом напомнил своему другому союзнику - Соединенным Штатам - о конкуренте в азиатском регионе. Белый дом высказал осуждение по поводу подавления протестов только через шесть дней, а вначале даже утверждал, что жесткие меры властей направлены на террористов. У Белого дома слишком большие интересы в Узбекистане, чтобы проявлять щепетильность по поводу событий в Андижане.

Судя по всему, Вашингтон опасается волнений исламистов в регионе больше, чем последствий того подавления режимом Каримова 26 млн жителей Узбекистана. Узбекистан в прошлом году получил 50,6 млн долларов американской помощи, пятая часть которой ушла на "обеспечение безопасности и правопорядка", и он остается одним из главных друзей Соединенных Штатов среди государств Центральной Азии и полезной опорой в этом бедном и взрывоопасном регионе.

Пентагон сделал заявление о том, что будет "более осмотрительно" использовать военную базу в Ханабаде, и Кондолиза Райс сказала, что США могут пересмотреть программы своей помощи Узбекистану, - вот и вся официальная реакция США. Гораздо более жестко высказался американский сенатор Джон Маккейн, который после своего визита в Ташкент назвал события в Узбекистане "резней".

Каримов целенаправленно затрудняет представителям средств массовой информации доступ в Узбекистан: журналист Guardian ждал оформления визы в Узбекистан на две недели больше обычного срока. Проводятся массовые аресты, с тем чтобы исключить возможность полномасштабного восстания в Узбекистане как следствия жестких мер властей.

Вскоре другие бывшие советские республики должны будут решить, воспользоваться ли уроком, который преподал Каримов. Риторика Соединенных Штатов о свободе и демократии вызвала мечты и даже планы о революции в Азербайджане и Казахстане - странах, которые обладают гигантскими запасами нефти. В обеих этих странах в конце года пройдут выборы, и наверняка попытаются повлиять на их исход с выгодой для себя.

События в Грузии, на Украине и в Киргизии повлияли на политику и Казахстана, и Азербайджана. Эти события побудили президента Казахстана Нурсултана Назарбаева запретить акции протеста во время выборов, закрыть оппозиционные газеты, а также разрешить своей полиции бить молодых людей, которые участвуют в акциях протеста и на которых есть одежда или символика оранжевого цвета - цвета украинской революции. Вчера начался судебный процесс над одним из деятелей казахской оппозиции по обвинению в клевете: он заявил, что дочь президента Назарбаева Дарига незаконно монополизировала средства массовой информации.

В Азербайджане президент Ильхам Алиев, который унаследовал этот пост от отца, регулярно подавляет акции протеста с помощью военной силы. Демократические революции - это излишняя роскошь, когда на карте стоят вопросы геополитического значения, связанные с нефтью и газом. В прошлую среду прошло открытие нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан", по которому азербайджанская и казахстанская нефть будут доставляться на европейский и американский рынки - и это определяет ключевые принципы политики Вашингтона в регионе.

Алиев считает свои отношения с Вашингтоном настолько комфортными для себя, что он запретил намеченную на прошлую субботу демонстрацию, участники которой намеревались высказаться за проведение свободных, демократических выборов в ноябре этого года. Алиев решил запретить мероприятие, чтобы не омрачить намеченную на среду церемонию открытия нефтепровода. Когда демонстранты все же устроили свою акцию, Алиев отправил туда отряды полицейских сил специального назначения, которые избили демонстрантов дубинками и арестовали 100 человек.

Посол Норвегии в Азербайджане Стейнар Гил, который громогласно критикует нарушения прав человека в этой стране (притом что Норвегия имеет свой интерес в нефтепроводе "Баку - Тбилиси - Джейхан"), был единственным среди дипломатов, который осудил "насилие алиевского режима". Посольство США лишь выразило "сожаление" по поводу нарушения прав граждан на свободу собраний.

После событий в Андижане, по крайней мере на территории бывшего Советского Союза, государство, которое расстреливает сотни участников мирных демонстраций, больше может не бояться стать изгоем для мирового сообщества. В конце года появится возможность повторить этот урок. Когда демонстранты выйдут на улицы Баку в ноябре и на улицы Алма-Аты в декабре, Алиев и Назарбаев могут попытаться превзойти своего узбекского коллегу, заранее выкопав братские могилы, перед тем как войска откроют огонь.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru