Глава Совета Европы Юнкер предостерегает от возможной остановки процесса интеграции
Французское "нет" - это не конец конституции ЕС, полагает премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Нынешний председатель Совета Европы надеется, что остальные нации уверенно ратифицируют проект основного закона Европы. Заботит его Тони Блэр: если Блэр откажется от проведения референдума в Великобритании, конституция, скорее всего, будет похоронена окончательно.
- До сих пор объединение Европы казалось необратимым. Сохраняется ли это положение после французского "нет"?
- Историческое движение к углублению интеграции я продолжаю считать необратимым. Но из вотума французов я делаю следующий вывод: европейцы уже не боятся неудач, сотворенных ими самими. Европа кажется им слишком естественной, стабильность ЕС - слишком прочной. Многие считают, что мы могли бы отвести больше времени на крупные реформы в Европе - или даже отложить их.
- Не кроется ли здесь новая опасность для существования ЕС?
- Такая опасность подспудно существовала и раньше, но теперь она открыто и бесцеремонно вышла на поверхность. Мы ни в коем случае не можем удовлетвориться уже достигнутым.
- Как свидетельствуют опросы, в среду голландцы тоже скажут "нет". Не означает ли это смерть конституции ЕС?
- Нет, Европа насчитывает 25 стран-членов. Соответственно, высказаться должны все 25 - и тогда в следующем году мы будем обсуждать, что делать с негативными ответами.
- Одобрить конституцию должны все 25 стран, но французское "нет" - это однозначное "нет" Европе.
- Все далеко не так просто. Евроскептики расколоты. Так было в воскресенье во Франции, и так может случиться в среду в Нидерландах. Для одной половины евроскептиков Европа зашла уже слишком далеко, для другой - продвинулась недостаточно. Увязать эти полярные настроения в лагере евроскептиков невозможно. Наилучший ответ, который приходит мне в голову, вообще-то имеется в конституции: она укрепляет единую Европу и одновременно указывает, что остается в ведении национальных государств.
- Это звучит, словно вы собираетесь проигнорировать французское "нет" и действовать дальше как и прежде.
- Нет, я уважаю решение французов! Никто не может и не хочет его игнорировать. Но конституция ЕС - это вопрос европейский, а не только французский. Прежде чем принимать решение по будущему ЕС, надо дать высказаться другим народам.
- А если после голландского "нет" Тони Блэр объявит об отмене британского референдума? Это будет безвозвратным концом конституции ЕС.
- Но Тони Блэр не говорил ничего подобного.
- А вы не беспокоитесь, что он скажет это вечером в среду?
- (после паузы) Мою озабоченность я пока оставлю при себе.