Сделка Литвы стоимостью 2,34 млрд долларов по продаже контроля над нефтеперерабатывающим заводом Mazeikiu польской компании PKN Orlen является очередной попыткой страны защитить свое крупнейшее предприятие перед лицом политического и экономического давления России.
В проблемах Вильнюса отражаются трудности, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы, стремящиеся обезопасить нефтегазовый импорт в то время, когда Россия, главный поставщик, демонстрирует готовность использовать энергию в политических целях.
Крупнейший в Польше НПЗ PKN Orlen и дальше будет покупать нефть в России, но в случае непредвиденных обстоятельств, если Россия перекроет поставки, сможет транспортировать нефть с терминала на Балтийском море.
Заместитель генерального директора Orlen Цезарий Филипович, когда о сделке было объявлено, заявил: "Мы не можем подробно говорить о наших планах, так как для их успешности, во избежание блокирования теми, кто желает нам зла, нужна конфиденциальность".
Orlen предлагает купить 53,7% акций Mazeikiu у российской нефтяной группы ЮКОС за 1,49 млрд долларов и еще 30,7% - у Литвы за 852 млн долларов. В этой сделке Orlen видит возможность препятствовать российским и казахским нефтяным компаниям, пытающимся купить Mazeikiu и выйти на региональные рынки нефтепродуктов.
Литве предложение Польши дает возможность ослабить российское влияние на НПЗ.
Хотя завод и дальше будет получать нефть из России, присутствие крупного собственника, входящего в Европейский союз, затруднит Москве оказания политического давления без риска навлечь на себя критику Варшавы и Брюсселя, а не только Вильнюса. Время покажет, будет ли это эффективно, учитывая проблемы ЕС в координировании энергетической политики.
Вильнюс не впервые попытался найти для НПЗ нероссийского владельца. В 1999 году, когда завод приватизировали, правительство отвергло российские заявки и продало стратегический пакет акций американской энергетической группе Williams.
Когда у Williams начались финансовые трудности, контрольный пакет приобрел ЮКОС, но Вильнюс успокаивало то, что компания Михаила Ходорковского была негосударственной.
Но будущее Mazeikiu опять стало неясным в 2003 году, когда российская власть начала преследования ЮКОСа за огромные недоимки по налогам и конфисковала главные производственные активы компании.
Под угрозой ликвидации ЮКОС был вынужден подготовить к продаже оставшиеся активы, включая Mazeikiu, чтобы расплатиться с кредиторами. Тем временем государственная нефтяная группа "Роснефть" обеспечила себе возможность распоряжаться другими активами, скупив банки, кредитовавшие ЮКОС. Литва опасается, что это даст "Роснефти" возможность взять Mazeikiu под свой контроль.
Попытки Вильнюса вывести Mazeikiu из сложной судебной баталии между ЮКОСом и Россией нынешней весной на время прервал американский суд, вынесший решение, блокирующее продажу активов. На прошлой неделе запрет был снят, и ЮКОС вместе с правительством Литвы бросился заключать сделку с Orlen.
До начала 2000-х годов через страны Балтии шла значительная часть российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Но в 2002 году Россия открыла новый порт в Приморске, к северу от Петербурга, ставший крупнейшим экспортером нефти на Балтике.
Россия стремится увеличить транспортировку через собственные терминалы, тем самым оказывая политическое и финансовое давление на страны Балтии. В конце 2002 года российская трубопроводная компания "Транснефть" прекратила поставки нефти в Вентспилс, сделав порт зависимым от дорогостоящих железнодорожных поставок.
В прошлом году менеджеры Mazeikiu опасались, что им могут перекрыть поставки из-за кампании Кремля против ЮКОСа. Но НПЗ договорился об адекватных поставках. Политические отношения с Россией у Литвы лучше, чем у Латвии и Эстонии.
Долго ли они останутся такими, покажет время. Кремль был в ярости из-за проведенной Литвой в мае международной конференции, на которой вице-президент США Дик Чейни обвинил Москву в использовании энергетической политики как средства устрашения.