Завершая свой визит в Париж - уже второй с начала года, - белорусский оппозиционер Александр Милинкевич ответил на вопросы корреспондента газеты Le Figaro.
- Какой сигнал вы послали Парламентской ассамблее стран НАТО и министру по европейским делам (французского правительства. - Прим. ред.) Катрин Колонна, с которой вы встречались вчера?
- Мы ожидаем поддержки нашей борьбы за демократию. Белоруссии грозит потеря независимости и суверенитета. Союз с Россией, о котором режим говорит уже десять лет и который оппозиция отвергает, чреват очень серьезными последствиями для безопасности Европы. К моменту крушения СССР Белоруссия была самой советизированной республикой и в значительной степени утратила свое национальное самосознание. Но теперь ни один политик, ни одна партия не выступают за подобную политическую интеграцию. Любая попытка воскресить Советский Союз обречена на провал. Несмотря на пропаганду, которой они подвергаются, белорусы хотят остаться суверенными в своей стране, и для многих из них независимость священна. Хотя мы прекрасно понимаем, что Россия должна остаться для нас стратегическим партнером. Мы должны иметь с этой страной нормальные и близкие отношения. Надеюсь, что реализм в России возобладает.
- Только что вы провели пятнадцать дней в тюрьме за "участие в несанкционированном митинге". Какие перспективы открываются для вашей страны после переизбрания в марте Александра Лукашенко?
- Фальсификация последних выборов показала, что от таких избирательных кампаний, проводимых в отсутствие демократии, ничего ждать не приходится. Единственная перспектива - мирным путем устранить режим Лукашенко или добиться, чтобы он наконец согласился провести свободные выборы. Такова наша главная задача на ближайшие год-два.
- Стали ли мартовские манифестации в Минске точкой невозврата для демократической оппозиции?
- Процесс пошел. Прежде мы были парализованы двумя факторами - страхом и отсутствием надежды. Активность проявляли главным образом партии и неправительственные организации. Но теперь происходит спонтанная мобилизация людей, прежде всего молодежи.
- В какой поддержке вы нуждаетесь?
- Помощь нужна людям, пострадавшим от репрессий - студентам, отчисленным из университета, рабочим, лишившимся работы. Если не найдется возможности помочь этим людям, они могут опустить руки. Европейская и западная помощь нужна, чтобы уменьшить этот страх.
Очень важна и свободная информация. Сегодня в Белоруссии почти не осталось независимых газет. Радио и телевидение, вещающие из Польши и Чешской Республики, - большая ценность для нас. Возможно, к концу года у оппозиции появится спутниковое телевидение. Важную роль играет и интернет, в чем можно было убедиться во время последних выборов.
- Вы ориентируетесь в первую очередь на Европейский союз или на НАТО?
- Наша цель на перспективу - стать через 10-20 лет членом Европейского союза, поскольку Белоруссия - это европейская страна по своей истории и культуре. А до этого мы хотели бы пользоваться политикой соседства, проводимой ЕС. На мой взгляд, нейтралитет, зафиксированный в нашей Конституции, должен быть сохранен. США оказали большую помощь в создании гражданского общества. Но цель состоит в том, чтобы прежде всего развивать отношения с нашими западными и восточными соседями по Старому континенту. Чтобы создать тем самым условия, благоприятные для инвесторов.