Иран, президент которого делает радикальные и провокационные заявления об Израиле, Холокосте и по ядерному вопросу, молчит по поводу двух войн, бушующих в соседних странах - Афганистане и Ираке. Двух войн, в которых США, главный враг Тегерана, сталкиваются со все большими трудностями. Двух войн, в которых Иран может использовать свое влияние.
Несомненно, как для Тегерана, так и для Вашингтона главным плацдармом является Ирак. Без участия ИРИ здесь явно не обойтись. Ее разрушительный потенциал по меньшей мере равен ее способности сыграть стабилизирующую роль, поскольку Тегеран имеет здесь верных союзников.
Иран может рассчитывать на Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ) и партию "Ад-Даава" - два основных шиитских политических движения, находящихся у власти: их лидеры и активисты, преследовавшиеся во времена правления Саддама Хусейна, всегда находили прибежище в Тегеране. Именно на его территории и под его инструктажем была создана бригада "Бадр" - вооруженное крыло ВСИРИ. Тегеран также поддерживает тесные контакты с шиитским духовенством и сумел завоевать симпатию молодого радикального имама Муктады ас-Садра.
К тому же Тегеран знает, что иракский президент Джалал Талабани, курд по национальности, обязан ему поддержкой против Саддама Хусейна. Парадокс состоит в том, что после свержения иракского правителя США и Иран - "Большой сатана" и один из полюсов "оси зла" - имеют в Ираке одних и тех же шиитских и курдских союзников. Но с 2003 года американцы подозревают Иран в том, что в Ираке он им всячески вредит и хочет, чтобы они увязли в этом "болоте", в то время как США лишены возможности для маневра и не могут пуститься в очередную военную авантюру. Вторая цель Ирана, тесно связанная с первой, состоит, по мнению американцев, в том, чтобы одержать верх в споре вокруг ядерного досье.
В начале 2006 года Вашингтон собирался начать диалог с Ираном, и вести переговоры должен был американский посол в Багдаде Залмай Халилзад. Согласно инструкции, они должны были ограничиться обсуждением "иракского вопроса", так как по ядерному досье Вашингтон по-прежнему отказывается напрямую говорить с Тегераном. Однако диалог не состоялся. Американцы отложили его до формирования иракского правительства. Для иранской стороны поводом для отказа послужило обвинение американцев в том, что Иран имеет "задние мысли" в вопросе о ядерном досье.
От отсутствия американо-иранского диалога по Ираку проигрывают все: американцы, иранцы, и, разумеется, иракцы. И с каждым днем все более опасным становится отсутствие всякой перспективы диалога по другим вопросам, важнейшим для безопасности Среднего Востока и всей планеты. В том числе - по проблеме распространения ядерного оружия.