Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), краеугольный камень усилий по разоружению, получил новую жизнь, но это произошло ценой небольшой, но впечатляющей дипломатической победы Ирана и новых противоречий между Израилем и Соединенными Штатами, пишет The Independent.
На конференции по ДНЯО 189 стран-участниц договора единогласно подтвердили договоренность о том, что страны с ядерным оружием предпримут шаги, чтобы избавиться от него, а страны без ядерного оружия не будут пытаться им обзавестись.
"Но все самые спорные части документа касаются Израиля, не подписавшего договора и считающегося ядерной державой со 100-300 боеголовками, хотя он и отказывается признавать или отвергать их существование", - пишет автор статьи Руперт Корнуэлл.
"Итоговый документ, состоящий из 28 страниц, не только призывает к международной конференции по Ближнему Востоку без ядерного оружия, давней цели арабских государств под руководством Египта. Он также требует, чтобы Израиль подписал ДНЯО и открыл свои ядерные объекты для международной инспекции", - продолжает автор.
В своем гневном отклике в субботу израильское правительство заявило, что проигнорирует резолюцию, назвав ее "в корне ущербной и лицемерной". Зачем выделять Израиль, если "реальная проблема оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке... относится к тем странам, которые подписали ДНЯО, но бесцеремонно нарушали его - Ирак при Саддаме, Ливия, Сирия и Иран", - говорится в заявлении.
Исход конференции станет еще одним раздражителем на завтрашней встрече президента США Барака Обамы с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Белом доме.
Почему же Вашингтон не отказался подписывать резолюцию, которая требовала единогласного одобрения для вступления в силу? Фактически США оказались перед неприятным выбором: не поддержать Израиль либо по сути подорвать конференцию по одному из основных приоритетов президента, говорится в статье.
Иран, подписавший договор, вероятно, считает, что ему повезло. Нигде в соглашении не упоминается его имя. Если бы США стали настаивать на этом, никакая резолюция не была бы возможна, пишет автор.