Польша и Украина, с их многовековой историей пребывания под властью иностранных государств, никогда могли свыкнуться с мыслью о том, что их более крупные соседи могут заключать между сделки поверх их голов.
Поэтому Варшава и Киев отреагировали с беспокойством на договор о планах строительства газопровода в обход Украины через Польшу и Словакию, который "Газпром" заключил с четырьмя западноевропейскими компаниями.
Польша и Украина выразили свое недовольство тем, что этот проект не принимает во внимание их долгосрочные экономические и политические интересы. Польское правительство утверждает, что узнало о сущестовании подобного проекта из сообщений, просочившихся в прессу, и расстроено тем, что будущие партнеры по Европейскому союзу не обсудили с ней этот вопрос более подробно.
Длина трубы должна составить 600 км. Стоимость строительства - $2 млрд. Рукав соединит северную часть трубопровода "Ямал-Европа", по которому сибирский газ транспортируется в Германию, с его южной частью, по которой сырье по территории Украины идет в Италию и Францию.
С помощью этой новой трубы "Газпром" смог бы уменьшить степень своей зависимости от Украины. Общая сумма просроченного долга Киева России за газ по различным данным составляет от $1,4 млрд до $3 млрд. Киев самовольно забирает газ из транзитных труб, когда Москва пытается ограничить его поставки на Украину.
Кроме того, соглашение, заключенное российской компанией с немецкими Ruhrgas и Wintershall, французской Gaz de France и итальянской Snam, позволит Европе удовлетворить свой спрос на природный газ и укрепить стратегическое партнерство между ЕС и Россией.
Украина же, в том случае, если будет построен обходной маршрут, лишится своего главного рычага влияния на Москву. 80% потребляемых нефти и газа эта страна покупает в России, которая в свою очередь зависит от Украины, по территории которой почти вся российская нефть и почти весь газ экспортиуются в Западную Европу.
Польша, которая начинает считать себя серьезной региональной дипломатической и экономической силой, отказывается выступать в поддержку этого проекта, потому что его реализация может повредить интересам ее юго-восточного соседа.
"Мы не хотим делать то, что могло бы повредить интересам Украины", - заявил Януш Стейнхофф, премьер-министр и министр экономики Польши.
Кроме того Польше не нравится маршрут, по которому планируется прокладывать новый газопровод. В стране утверждают, что труба пересечет как минимум два национальных парка, раположенных в восточных землях, где почти нет промышленности.
Стейнхофф подчеркнул, что Польша "хочет быть транзитной страной", но вопрос о будущем новой трубы должен решаться на международной конференции.
Помимо геополитических интересов у Варшавы и Киева есть и финансовые причины для того, чтобы выступать против строительства нового газопровода. Соглашение, заключенное Польшей и Россией в 1993 г. о польском участке ямальского газопровода, предусматривает строительство второй трубы.
Но Варшава рассчитывает на то, что она пройдет параллельно к уже существующей, протянувшейся почти на 700 км через всю страну; длина украинского участка новой трубы составит 450 км, в результате чего значительно снизятся транспортные тарифы. Правительство Польши непосредственно заинтересовано в строительстве газопровода, поскольку ему принадлежит Польская нефтегазовая компания, которая, как и "Газпром", является совладельцем компании Europol Gaz - оператора польского участка газопровода "Ямал-Европа".
Президент Украины Леонид Кучма признает, что страна только в нынешнем году забрала из трубы 12 млрд кубометров газа, но не хочет из-за нового газопровода лишиться своей доли прибылей, связанных с трансортировкой газа. По прогнозам председателя топливного комитета украинского парламента Олександра Худымы, в том случае, если будет построена новая труба, к 2005 г. количество природного газа, проходящего через территорию страны сократится вдвое и составит 60 млрд кубометров, а объем прибылей уменьшится на $1 млрд.
Киев надеется, что ему удастся убедить консорциум не строить новый газопровод, а инвестировать средства в украинскую транспортную газовую систему. Президент Кучма выступил с этим предложением на своей встрече с российским президентом Владимиром Путиным. Скорее всего к концу года парламент Украины примет закон о приватизации 49% транспортной системы.
"Главная задача, которую должен решить этот закон - сделать украинскую транспортную газовую систему самым перспективным, самым выгодным вариантом для газовой промышленности", - подчеркнул Степан Хаврыш, вице-спикер украинского парламента, один из инициаторов нового закона.
Польша, не прибегая к жесткой риторике, говорит, что готова обсуждать предложение о строительстве нового трубопровода. Некоторые официальные лица дали понять, что могут согласиться на строительство более длинного и выгодного обоходного маршрута через центральную Польшу, что позволило бы избежать экологических проблем и обеспечить газом южный, промышленный пояс страны.
На прошлой неделе российские СМИ сообщили, что Путин поручил вице-премьеру Виктору Христенко начать переговоры с Польшой по поводу проекта строительства нового газопровода, что можно считать признаком прогресса в решении данной проблемы.