Возможно, он сам наслаждался бы этой драмой. Оскар Уайльд, яркий ирландский писатель, который похоронен в Париже, стал предметом борьбы между его поклонниками из числа геев и внуком писателя, который чтит память деда.
Мерлин Холланд пытается следить за тем, чтобы могила деда оставалась аккуратной, но каждый год к ней на кладбище Пер-Лашез приходят толпы посетителей. Они выражают свою любовь к писателю с помощью граффити, а также оставляют на его надгробном камне поцелуи со следами губной помады.
"С одной стороны, это трогательно, что они вспоминают его с такой любовью, - говорит 59-летний Холланд, писатель, который живет в Бургундии. - Но с другой - это создает массу хлопот".
Он поясняет: проблема в том, что в губной помаде содержатся жиры, оставляющие на белом камне надгробия темные пятна, которые почти невозможно отмыть. Холланда это совсем не радует - ему уже три раза пришлось платить за очистку надгробия.
На этот раз он просит косметическую компанию L'Oreal выступить спонсором очистки надгробия. "Много помады из той, что осталась от поцелуев на надгробии, изготовлена ими, - говорит Холланд. - Это было бы для них неплохой рекламой".
Между тем предыдущие его попытки привлечь внимание к памяти деда наталкивались на опасения, связанные с символичностью образа Оскара Уайльда, который в 1895 году был заключен на два года в тюрьму за "грязную непристойность" - гомосексуальный роман с лордом Альфредом Дугласом.
После тюрьмы Уайльд, прославившийся остроумием своих пьес, был изгнан из Англии в Париж, не имея при себе никаких денег, и жил там под вымышленным именем в дешевой гостинице. Воспаление уха, от которого Уайльд страдал длительное время, распространилось на его мозг, и он умер 30 ноября 1900 года.
Ожидается, что в годовщину его смерти в следующем месяце на кладбище, как обычно, придут толпы его почитателей, некоторые из которых будут вооружены баллончиками со спреем, а также губной помадой.
"Не знаю, что мы можем сделать, - говорит Холланд. - Я вывесил табличку с просьбой к посетителям не портить надгробие. Но все бесполезно...".
Могила писателя считается историческим памятником, но французские власти не предлагают никакой помощи.